Александр Субботин

Александр Субботин, член генерального совета «Деловой России».

Регулярное повышение тарифов ЖКХ – больная тема для правительства, региональных и муниципальных властей, экспертов и собственников многоквартирных домов. В очередной раз тарифы выросли 1 июля этого года, в следующий раз это произойдёт уже в начале 2019 года.

Чтобы стимулировать потребителей экономить и устанавливать индивидуальные приборы учёта (ИПУ), для тех, кто этого не сделал, плата за ЖКХ начисляется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учётом повышающего коэффициента. С июня 2016 года повышающий коэффициент составляет 1,5. Но действительно ли это побуждает людей переходить на ИПУ? Конечно, нет. Более того, некоторые жильцы снимают уже установленные ИПУ, считая, что платить по нормативу, даже с учётом повышающего коэффициента, им выгоднее!

Представим ситуацию. В квартире прописан один человек, а реально живут пятеро. Норматив в

С июня 2016 года повышающий коэффициент составляет 1,5.

родной для меня Владимирской области сейчас составляет 72 кВт*ч в месяц на каждого прописанного. Таким образом, при коэффициенте 1,5 хозяин квартиры должен будет платить за 108 кВт*ч. В реальности пять человек не могут «нажечь» меньше 500 кВт*ч. Эта разница – почти 400 кВт*ч – записывается либо в общедомовые нужды на счёт собственников многоквартирного дома, либо в убыток управляющей компании. Закон соблюдён, но справедливо ли это по отношению к добропорядочным соседям? Безусловно, нет.

Иногда ресурсоснабжающие компании устанавливают тепловые приборы учёта на дом целиком (ОДПУ), и тогда его жители платят за фактически потреблённое тепло, а не по нормативу, как раньше. Обычно платежи людей при этом ощутимо вырастают, поэтому часто злоумышленники выводят из строя такие приборы.

Иногда ресурсоснабжающие компании устанавливают тепловые приборы учёта на дом целиком (ОДПУ), и тогда его жители платят за фактически потреблённое тепло, а не по нормативу, как раньше.

Получается, что нынешний повышающий коэффициент 1,5 настолько лоялен, что он не просто не стимулирует устанавливать ИПУ и ОДПУ, он стимулирует отказываться от них, потому что во многих случаях платить по нормативу дешевле. Людям, привыкшим жить за чужой счёт, этот коэффициент необременителен. Чтобы он возымел должный эффект, его нужно поднять хотя бы до 5. «Деловая Россия» готова разработать соответствующие поправки в федеральные нормативные правовые акты.

«Оприборивание» в России должно было быть закончено в 2013 году, однако и сейчас в некоторых регионах доля многоквартирных домов, установивших приборы учёта по ОДПУ, не достигает и 50%. Коэффициент 5 для «уклонистов» позволит быстро довести её до 100% домов. В этом случае «полезный отпуск» энергии будет выше, а затраты управляющей компании останутся те же, и тарифы можно будет удержать независимо от остальной инфляции.

Для сдерживания роста тарифов есть и другие известные способы – установка котельных прямо на

Людям, привыкшим жить за чужой счёт, этот коэффициент необременителен. Чтобы он возымел должный эффект, его нужно поднять хотя бы до 5.

крышах, повышение энергоэффективности, своевременная реконструкция объектов жилищно-коммунального фонда. Всё это нужные, но затратные и небыстрые меры. Для начала же нужно всего лишь повысить коэффициент – эффект будет мощным и практически мгновенным.

Далее, надо остановить рост тарифов естественных монополий и прекратить практику индексации тарифов на процент инфляции. Энергозатраты ресурсоснабжающих организаций составляют в структуре тарифа существенную часть. При нерегулируемом росте цен на энергоносители, с одной стороны, и ограничении роста цен инфляцией – с другой, ресурсоснабжающим организациям скоро придётся либо банкротиться, либо экономить на ремонтно-восстановительных работах. Во втором случае это сначала приведёт к росту количества аварий и ухудшению качества коммунальных услуг, а затем – к резкому скачку тарифов для модернизации износившейся инфраструктуры. Выходом могло бы стать прямое субсидирование компаниям выпадающих доходов из региональных бюджетов. Это остановит постоянный рост тарифов за «коммуналку» и при этом не позволит разрушить инфраструктуру.