Отвечать на вопрос важна ли для инвестора, для девелопера хорошая развитая транспортная структура на территории, это так же, как отвечать на вопрос, что лучше: быть богатым и здоровым или бедным и больным. Конечно, это важно и необходимо! Стоимость любого проекта повышается минимум на 15-20%, если становится известно о планах Правительства Москвы по созданию линии метрополитена или новой дороги. Для примера: офисный парк в Румянцево

Рыночным продуктом земля становится лишь тогда, когда там появляется транспортная инфраструктура.

стоит примерно столько же, сколько офисный центр в развитых районах Москвы. И не только потому, что он прекрасно сделан, а он и правда прекрасно сделан, но и потому, что находится в трех минутах ходьбы от метро.

Без транспортной доступности земля в Новой Москве ­– это всего лишь поверхность: летом зеленая, а зимой белая, и не более того. Рыночным продуктом она становится лишь тогда, когда там появляется транспортная инфраструктура: метро, общественный транспорт, дороги и развязки.

Каждому собственнику земельного участка важно знать, когда к нему придет транспорт.

Что для нас, инвесторов, важно? Каждому правообладателю земельного участка важно знать, когда к нему придет транспорт. Две важнейшие составляющие стоимости земли – инженерная инфраструктура и транспортная доступность. Инженерные услуги ресурсоснабжающих организаций мы можем привлечь – мы за это платим.

А дороги нам «дарит» Правительство Москвы. И наше счастье зависит только от этого. Потому что мы обладаем участками, которые становятся ценными, когда инвесторы захотят там строить, а строить они захотят только тогда, когда правительство построит дороги. Поэтому информация о развитии транспортной инфраструктуры для любого собственника крайне важна – в этом случае он может адекватно оценить перспективы и стоимость своей земли или потенциальной недвижимости.

Второе: иногда, зная эти планы, мы понимаем, что транспортная инфраструктура будет проложена нескоро. В таких случаях можно рассматривать возможность концессионных соглашений. Это используется во всем мире, есть положительная практика, в том числе и по строительству линий метрополитена. Иногда инвестор, правообладатель тысяч гектаров, готов вступить в концессию, готов кредитоваться, понимая, что в будущем это окупится. Он понимает, что, не вложив сегодня, он не сможет развивать свои земельные участки, и осваивать их придут только внуки. В таком случае в строительство дорог готов вкладываться не только государство, но и бизнес. Это тот случай, когда от такой синергии в плюсе все: и государство, и инвестор, и простые жители.