Федеральные и региональные власти сегодня обращают большое внимание на вопрос экономии бюджетных средств. Для этого проводятся социальные реформы, реализуются меры по борьбе с коррупцией,  оптимизируются отдельные статьи расходов и многое другое.

Евгений Фридман

Евгений Фридман

Пермский предприниматель, директор компании "Новоскор".

При этом существуют и дополнительные инструменты, которые способны привести к экономии государственных средств, открывая при этом новые возможности для бизнеса и значительно улучшая качество услуг, предоставляемых населению.

В частности, в сфере скорой медицинской помощи подобные успешные практики действуют уже более 10 лет, однако до полномасштабной реализации в рамках всей страны дело пока не дошло.

Ежедневно в России работает более 20 тысяч автомобилей скорой помощи. 67% из них являются изношенными или близки к износу, по данным главного внештатного специалиста по скорой медицинской помощи, профессора Сергея Федоровича Багненко. Для того чтобы решить проблемную ситуацию, необходимо обновлять 4 тысячи автомобилей ежегодно. Даже при цене в 1,5 млн рублей за одну машину (если это «газель» без медицинского оборудования), мы получим сумму в 6 млрд рублей ежегодно. Сегодня за счет государственных средств обновляется 1-1,2 тысячи автомобилей скорой медицинской помощи. Это означает, что у государства не хватает средств, необходимых для решения вопроса.

На вопрос «что делать?» уже найден эффективный ответ. Необходимо внедрять систему аутсорсинга автомобилей скорой медицинской помощи, при которой бизнес закупает новые автомобили, оборудует их, нанимает водителей и предоставляет все это медицинскому учреждению как услугу. В таком случае государству не нужно тратить сразу миллиарды рублей на обновление изношенного автопарка. Граждане продолжают получать все ту же услугу бесплатно в рамках системы ОМС, только на более качественном уровне. И это далеко не все плюсы. До 40% времени главного врача станции скорой медицинской помощи уходит на решения проблем автопарка в ситуации, когда автомобили находятся в собственности учреждения. Эти показатели выявлены в ходе опроса главврачей станций скорой помощи из разных регионов нашей страны, от Подмосковья до Сибири.

Согласитесь, что главные профессиональные задачи организаторов здравоохранения не состоят в решении проблем ремонта старых машин или покупки запчастей. Их задачи – это развитие системы скорой медицинской помощи, подбор квалифицированных врачей, обучение и профессиональное совершенствование.

В больницах люди принимают пищу, но это не значит, что лечебное учреждение имеет собственный огород, на котором выращивает овощи к обеду. Многие больницы сегодня отказываются от собственных лабораторий. Функция обеспечения автотранспортом в сфере скорой медицинской помощи без сомнения очень ответственная, но непрофильная. Поэтому она должна быть отдана в руки бизнеса, который обеспечит высокий уровень качества услуги и будет нести за нее полноценную ответственность.

Если аутсорсинг в данной сфере так эффективен, то почему он не внедряется массово? Все дело в сложившихся стереотипах организаторов здравоохранения, руководителей учреждений, которые думают «пусть плохие машины, но свои». Можно понять тревогу главных врачей станций скорой помощи, ту огромную социальную ответственность, которую они несут перед гражданами. Однако ответственность предпринимателей, которые оказывают услуги аутсорсинга автомобилей скорой помощи, не меньше. Это десятки миллионов рублей инвестиций, которые будут окупаться в течение многих лет только при условии успешной реализации сложного и ответственного проекта.

В данном случае работает формат «бизнес-государству». Такое своеобразное МФЦ для главврача, в котором он получает в «одном окне» все необходимые транспортные услуги. Ремонт машин, покупка бензина, запчастей, решение проблем в случае ДТП, покупка ОСАГО – эти и многие другие вопросы в ситуации отсутствия аутсорсинга приходится решать непосредственно руководителю медучреждения через организацию отдельных закупок, по каждому из множества вопросов. Кошмарной можно назвать ситуацию, в которой при исполнении нескольких отдельных услуг, найдутся недобросовестные исполнители. В ступоре окажется вся транспортная система станции скорой помощи. И что самое главное – обеспечение оперативной и качественной помощи нуждающимся людям.

Сегодня в России работают 2 федеральных и около 5-ти региональных компаний, оказывающих услуги аутсорсинга автомобилей скорой медицинской помощи. Модель аутсорсинга успешно действует Республике Коми, ХМАО, Чувашии, Мордовии, Вологодской, Волгоградской и Ульяновской области, Пермском крае. Стоит отметить, что ни один из регионов,  в котором была реализована модель аутсорсинга, не отказался от принятого решения.  За 10 лет работы данной модели регионы сэкономили суммарно более 100 млн рублей.

Почему бы федеральным и региональным руководителям не обратить более пристальное внимание на проекты социального предпринимательства и государственно-частного партнерства, которые напрямую экономят немалое количество бюджетных средств? Государству это ничего не стоит. Нужна лишь политическая воля руководства. В результате регионы получат десятки миллионов рублей экономии, бизнес – новые рынки, руководство медучреждений – массу времени для решения профессиональных задач, а граждане – качественную услугу в рамках системы обязательного медицинского страхования.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора