В случае принятия законопроекта, поправки также затронут особенности перечисления прибыли и денежных средств для осуществления оптовых закупок, оплаты социальных расходов, расходов на консультационные, информационные и юридические услуги.

Денис Журенков

Денис Журенков, в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

Будут уточнены вопросы, представительских расходов, благотворительности и спонсорства, а также выплаты заработной платы и обслуживания кредитов, взятых в уполномоченных банках.

Что на повестке?

На федеральном уровне продолжается системная работа по совершенствованию законодательства в сфере банковского сопровождения гособоронзаказа – актуальную повестку составляют вопросы следующие.

Во-первых, это единые условия выполнения заданий ГОЗ всеми исполнителями, в том числе в части перечисления прибыли, компенсации расходов на формирование запасов и кредитования.

Во-вторых, установление единых подходов уполномоченных банков при открытии и закрытии отдельных счетов, установлении тарифов на расчетно-кассовое обслуживание. Здесь же вопросы совместного сопровождения уполномоченными банками контрактов по ГОЗ.

В-третьих, это порядок уплаты налоговых платежей с отдельного счета, а также разрешение на оплату с одного счета партий сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, которые будут использованы для производства продукции по нескольким контрактам.

В числе проблемных вопросов обсуждается приобретение продукции по ГОЗ исполнителями, являющимися субъектами МСП, без открытия отдельного счета, если сумма контракта не превышает 50 тыс. рублей. До сих пор не решен вопрос приобретения иностранной валюты на цели оплаты импортируемых комплектующих элементов и изделий.

Важный блок, требующий совершенствования – ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и отказавшихся от заключения к

В числе проблемных вопросов обсуждается приобретение продукции по ГОЗ исполнителями, являющимися субъектами МСП

онтракта при условии отсутствия у них обоснованных экономических или технологических причин.

Четкая регламентация

Новые поправки в 275-ФЗ направлены на решение вопросов, которые из-за недостаточной регламентации, отрицательно влияют на хозяйственную деятельность предприятий ОПК и, как следствие, на выполнение ГОЗ в полном объеме и в установленные сроки.

Прежде всего, планируется уточнить само определение понятия «отдельный счет». В новой редакции – это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта в случае, если сумма контракта превышает 100 тыс. рублей.

Планируется уточнить само определение понятия «отдельный счет»

Рассматривается возможность списания с отдельного счета процентов за использование кредитных средств, перечисленных уполномоченным банком. Не исключено, что будет разрешено и списание денежных средств с этого счета для осуществления оптовых закупок для разных контрактов.

Для осуществления оптовых закупок для разных контрактов предлагается разрешить списание денежных средств с одного отдельного счета на цели, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ.

Кроме того, рассматривается вариант установления Банком России ограничительного состава комплекта документов, достаточного для открытия отдельного счета в любом из уполномоченных банков.

Новый состав затрат

Законопроектом признается необходимость предоставления возможности списания с отдельного счета средств на оказание консультационных, информационных, юридических услуг, представительских расходов, благотворительность и спонсорство.

Инициатива, в том числе, касается и расходов на оплату социальных расходов: материальная помощь, лечение, путевки. А также расходов на содержание объектов социальной сферы: баз отдыха, детских оздоровительных лагерей.

Особенно важно, что перечисленные расходы выходят за пределы статей, установленных широко известным в ОПК порядком определения состава затрат, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 200. Не исключено, что это потребует от Минпромторга России корректировки приказа. Впрочем, новый проект Приказа № 200 уже готовится.

А как быть с зарплатой?

Предприятия ОПК сегодня вынуждены иметь до 40 отдельных счетов. Причем в нескольких уполномоченных банках – у некоторых предприятий ОПК их 5 и более.

В этих условиях денежные средства на выплату заработной платы должны списываться со всех имеющихся отдельных счетов, открытых разных банках, но зачисляться на карточные счета работников открытых, как правило в одном банке. Процесс значительно повышает риски несвоевременного зачисления заработной платы работникам и вообще требует больших трудозатрат.

В связи с этим предлагается перечисление денежных средств, направленных на резервирование средств на выплату заработной платы и уплату взносов на одном отдельном счете, открытом в уполномоченном банке для выполнения ГОЗ.

2017 год: возможен новый порядок перечисления прибыли

В настоящее время в случае заключения многолетних контрактов срок перечисления прибыли как у головного исполнителя, так и у исполнителей разного уровня кооперации отодвигается на весь срок действия контракта. При этом исполнители могут иметь однолетние контракты и участвовать в выполнении ГОЗ только в ограниченном объеме.

Кроме того, согласно НК РФ сумма полученной прибыли организации ОПК определяется в том налоговом периоде, в котором эта прибыль получена. То есть, сегодня при наличии на отдельном счете суммы прибыли, полученной по результатам выполнения ГОЗ, предприятие не может использовать заработанные средства.

Сегодня при наличии на отдельном счете суммы прибыли, полученной по результатам выполнения ГОЗ, предприятие не может использовать заработанные средства

В этой связи законопроектом предлагается перечислять прибыль в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после представления в уполномоченный банк актов приема-передачи за истекший налоговый период.

Законопроект будет подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в феврале 2017 года.

Автор: Денис Журенков