Механизм расширяет список доступных для компаний МСП банков и позволяет очистить рынок от недобросовестных и несостоятельных участников торгов - "тендерных рейдеров" и преддефолтных компаний. Какими могут быть условия таких контрактов в сфере государственного оборонного заказа?

Автор материала: Денис Журенков

Автор материала: Денис Журенков, эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России.

В современном реформировании системы отношений в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) можно выделить два базовых тренда. Первый тренд – повышение эффективности антизатратных механизмов при производстве военной продукции и всесторонний контроль выделенных бюджетных средств. Второй тренд – формирование пула надежных поставщиков на всех уровнях кооперации в целях бесперебойного исполнения ГОЗ, повышения технологического совершенства поставляемой продукции и комплектующих.

Создание Корпорации МСП придало новый импульс расширению партнерства высокотехнологичных госкомпаний с резидентами территориально-промышленных кластеров. Взаимодействие призвано сформировать среду из высокотехнологичных производителей, содействовать устойчивому развитию реального сектора и качественному изменению спроса на инновационную продукцию малого и среднего бизнеса.

 

Кластеры и корпорации

 

Территориально-промышленные кластеры это промышленные объединения госкомпаний с предприятиями малого и среднего бизнеса. Главная цель – обеспечить оптимальные условия для концентрации инновационных компаний МСП нужной специализации.

Механизм начал реализовываться в рамках реализации разработанной "Деловой Россией" концепции распространения кластерного подхода на промышленные производства компаний с госучастием.
Сильной стороной кластерного подхода является так называемая возможность "командной игры" госкомпании со своими поставщиками в целях развития поставщиков до того уровня, на котором поставляют качественную продукцию по выгодной цене.

Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу реализации дорожной карты "Расширение доступа МСП к госзакупкам" Сергей Фахретдинов считает, что для полноценного запуска механизма кластерных закупок необходимо ввести понятие "обоснованное ограничение конкуренции", выделить самостоятельный вид закупок в рамках территориально-промышленных кластеров при госкомпаниях и провести конкурсы по организации производства с последующим заключением долгосрочного контракта.

По его словам, целесообразно также сохранить за госкомпаниями возможности учитывать закупки в территориально-промышленном кластере у МСП в выполнении 18%-ной квоты закупок у малого и среднего бизнеса.

Территориально-промышленные кластеры уже начинают организовываться на базе ПАО "ОАК", ОАО "РЖД", ПАО "Камаз", ГК "Росатом", ГК "Автодор", ОАО "АК "Транснефть".

Успешным примером реализации кластерного подхода является Камский индустриальный парк "Мастер". Этот промышленного кластер обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество между субъектами МСП, крупным бизнесом и государством и объединяет уже более 250 резидентов-поставщиков комплектующих для ПАО "Камаз".

В рамках кластера уже создано более 5 тысяч рабочих мест, налажено сотрудничество с образовательными учреждениями, происходит обучение и трудоустройство молодых специалистов.

 

Перспективы для ОПК

 

Кластерный подход открывает перед предприятиями ОПК значительные перспективы, прежде всего связанные с притоком новых идей и частных инвестиций в исследования и разработки, трансфер технологий и внедрение инноваций.

Вовлечение резидентов территориально-промышленных кластеров, с одной стороны, позволит предприятиям ОПК сохранить стратегический контроль поставщиков разных уровней кооперации и перевести часть рисков привлечения субъектов МСП на государственные научные организации.
С другой стороны, механизм кластерных закупок может обеспечить дополнительный платежеспособный спрос со стороны государства на высокотехнологичную продукцию, работы и услуги, а также создаст дополнительные высокотехнологичные рабочие места на базе привлекаемых субъектов МСП.

Характерной особенностью взаимодействия государства и бизнеса в сфере отечественного ОПК является то, что государство вынуждено сохранять полный контроль как над стадиями разработки и производства образцов вооружения, так и над процессами ценообразования в отрасли.

Установленное законодательством ограничение рентабельности величиной одного процента затрат единственного поставщика на оплату покупных комплектующих изделий, работ и услуг соисполнителей государственных контрактов по ГОЗ не создает стимулов для привлечения МСП и принуждает предприятия ОПК, фактически, производить военную продукцию самостоятельно на основе полного цикла.

Кроме того, ограничение рентабельности в размере одного процента не позволяет головному исполнителю по ГОЗ привлечь достаточное количество инновационных МСП, при проведении исследовательских работ.
На практике имеются случаи применения схем, когда субподрядные связи создаются искусственно, путем учреждения юридических лиц, которые получают статус соисполнителей по ГОЗ, но используются только для имитации увеличения расходов за счет оплаты фиктивных услуг соисполнителей по завышенным ценам.

Известны случаи, когда предприятия ОПК выделяют отдельные производства в самостоятельные фирмы. Это позволяет им в соответствии с действующим законодательством накидывать 20 процентов прибыли на собственные затраты и еще один процент на привлеченные. Причем такая схема еще и позволяет дважды учитывать одни и те же накладные расходы в структуре цены военной продукции.

В этих условиях важнейшей задачей для внедрения кластерных закупок является совершенствование механизмов контроля использования бюджетных средств, повышения объективности расчета издержек производителя военной продукции, установления обоснованных норм расходования основных видов ресурсов, таких, как нормы труда и нормы расходования материальных ресурсов.

Особую актуальность приобретает разработка механизмов снижения рисков несвоевременных поставок продукции, некомплектных поставок, поставок некачественных комплектующих, а также рисков разглашения субъектами МСП государственной и коммерческой тайны.

В целом, партнерство государственных компаний и субъектов МСП во многих высокотехнологичных отраслях развитых стран позволяет рассматривать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как механизм повышения эффективности бюджетных инвестиций.

Однако, в российских условиях, до закрепления на правовом уровне механизмов воздействия на субъекты МСП всех уровней кооперации и повышения их ответственности, внедрение предлагаемого механизма влечет значительные риски для выполнения заданий ГОЗ и необоснованное завышение стоимости военной продукции.

Денис Журенков

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции