Инновации – это не идеи, это бизнес. Эта фраза не раз звучала на тематической секции, которая состоялась накануне в рамках Третьей Всероссийской конференции «Закупки в оборонно-промышленном комплексе». На заседании говорилось о таких важных вещах, как модернизация, инновации и формирование региональных рынков. Еще несколько лет назад Дмитрий Медведев отмечал, что от инновационного компонента в оборонном комплексе зависит не только формирование облика Вооруженных Сил, но и развитие экономики в целом.

 

Стратегия инновационного развития

 

На модернизацию и переход к инновационной экономике страны нацеливает Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Эта стратегия была разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». 

Главная цель Стратегии - повысить восприимчивость бизнеса к инновациям, инновационное развитие должно стать одним из приоритетов деятельности компаний. Между тем особое внимание в Стратегии уделено продвижению инноваций в государственном секторе. Имеется множество возможностей для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и содействия компаниям с госучастием в процессе разработки ими корпоративных инновационных программ.

 

Проблемы открытых инноваций

 

Как пояснил зав. лабораторией анализа и прогнозирования наукоемких и высокотехнологичных производств и рынков Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Фролов, последние несколько лет стала очень популярной Концепция открытых инноваций.

«Эта Концепция напоминает нам о том, с какими проблемами в 90-е годы столкнулись крупные фирмы. В то время даже крупным корпорациям не хватало ресурсов на новые инновационные циклы, то есть произошло резкое подорожание нового поколения техники. В связи с чем было предложено организовать партнерство, создать альянсы с другими участниками игры, поделить рынки и т.д. Тем самым появилась некая совместная сетевая организация, которая получила название открытые инновации. Де-факто – это означает, что крупные корпорации используют более маленькие компании, распределяя интеллектуальный труд в общее поле стоимости», - сказал он.

Однако, по его мнению, если попытаться внедрить подобные вещи в России, то мы получим ситуацию, когда незавершенные технологические решения будут просто-напросто продаваться в более развитые страны. «Что, собственно говоря, происходит уже сегодня, поскольку эта Концепция позволяет выиграть лишь определенной стране, а, в частности, западным партнерам», - отметил Фролов.

Между тем за последние 60 лет фактически сменилось три формы инноваций, добавил Фролов. «В 50-е годы в основном использовалась форма НИОКР, где заказчиком всегда являлась внешняя сторона. Потом возник избыток мощностей. И люди, потеряв заказы, вынуждены были как-то крутиться, тут появилась инновационная экономика, компании сами стали искать себе заказчика. Третий этап называется экономикой знаний, где изделия по сути перестали разрабатываться до конца, проблемы стали решаться частично. Так, проектант пытается заявить пропорции будущей цены в надежде на будущий рост на будущих рыках», - заключил он.

 

Квазиоткрытые инновации

 

Поскольку, по мнению Фролова, открытые инновации напрямую не будут работать в России, он предложил обратить внимание на квазиоткрытые инновации, когда малые и средние предприятия создаются как дочерние компании вокруг крупной материнской корпорации.

 «Рассмотрим этот вопрос на примере NASA, когда американская корпорация отдавала на разработку коммерческим фирмам разработку беспилотных и даже пилотируемых космических кораблей на околоземной орбите», - сказал он.

Однако зампредседателя Научно-технического совета ГК «Ростех» Александр Каширин не согласился с квазиоткрытыми инновациями, поскольку, по его мнению, спин оффы (инновационный бизнес – прим. ред.) уже входят в понятие открытых инноваций.

По его словам, нужно обратить внимание на другую проблему. «Госкомпаниям, с одной стороны, говорят: создавайте малые предприятия, диверсифицируйтесь и производите новую продукцию, а, с другой стороны, говорят, что у аффилированных компаний нельзя покупать продукцию. Иными словами, мы создали компанию для себя, чтобы она поставляла нам продукцию, но покупать мы у нее не можем. Это какое-то кривое зеркало получается. Я бы даже назвал это квазиуправлением», - сказал он, добавив, что эта проблема требует решения.

Между тем Фролов подчеркнул, что в РФ нет проектных мощностей, то есть нет коллективов, хороший тому пример – технический самолет Суперджет (Superjet). «Коллектив создал этот самолет. Теперь коллективу надо воспроизвестись, то есть, например, создать новый тип самолета. Только тогда, когда коллектив воспроизводится, тогда мы можем говорить о новом поколении инноваций. Если мы коллектив распускаем, тогда можно забыть про инновации, малый бизнес и т.д.», - заключил зав. лабораторией анализа и прогнозирования наукоемких и высокотехнологичных производств и рынков Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

 

Роль малых предприятий

 

Стратегия инновационного развития предусматривает создание малых инновационных компаний. Однако, несмотря на то, что в России принимаются меры, направленные на улучшение взаимодействия крупных компаний с малыми и средними предприятиями (МСП), в этой сфере по-прежнему остаются нерешенные вопросы.

Так, директор Департамента реструктуризации производственных активов ПАО «ОАК» Олег Севрюков пояснил, что сейчас в авиации «мы имеем сталинскую индустриальную модель». «Индустриальная модель заключается в том, что мы делаем все сами. Если говорить про инновации, про малый и средний бизнес, то тут следует отметить, что сегодня  нет предприятий поставщиков. Кто может конкурировать с нашим заводом в Иркутске? Какое малое и среднее предприятие на это способно? Даже мировых компаний, которые могут построить самолеты, можно по пальцам пересчитать. Это серьезная проблема. Поэтому нам пора переходить на новую индустриальную модель, которая будет похожа на ту модель, которую используют компании «BOEING» , «AIRBUS» и т.п.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что усилия по развитию среднего и малого предпринимательства в России явно недостаточны.

Между тем мировой опыт показывает, что повышение конкурентоспособности крупных мировых производителей достигается во многом за счет привлечения  малых и средних компаний, внедряющих инновационные решения. К примеру, доля аутсорсинга в компании «BOEING»  выросла до 70%, а в «AIRBUS» - до 50%, и это еще не предел.

По мнению Севрюкова, для того чтобы в регионах появились высокотехнологичные компании малого и среднего бизнеса, нужно создать инновационную инфраструктуру. «Это и региональный центр инжиниринга, это и центр испытания сертификации, это и центр контрактации, который возьмет на себя функции размещения заказа по линии МСП, это и технопарки, где будут размещаться малые и средние предприятия», - заключил он.

В заключение отметим, что в России необходимо продолжать развивать малые инновационные предприятия, ведь от развития их деятельности в производственной сфере, поддержке взаимосвязей и взаимодействия со средним и крупным бизнесом в промышленности, будет зависеть не только модернизация предприятий ОПК, но и рост экономики страны в целом.

 Алиса Ермакова