Автор материала: Денис Журенков

Автор материала: Денис Журенков, эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России.

Вопрос к российскому оборонно-промышленному комплексу относится напрямую. Сегодня Национальная технологическая инициатива (НТИ) рассматривается в качестве одного из ключевых механизмов формирования научно-технического задела, инновационного развития, диверсификации и оптимизации структуры производства ОПК в период до 2025 года и на дальнейшую перспективу.

Прошли времена, когда оборонный комплекс являлся основным поставщиком инновационной продукции для экономики. Ситуация в мире изменилась кардинально. Начиная с 2000-х годов, именно малые высокотехнологичные компании и исследовательские лаборатории становятся ключевыми носителями и поставщиками инновационных идей и прототипов продуктов для крупных промышленных военных корпораций.

 

Что такое НТИ

 

В 2014 году в своем ежегодном послании Президент России обозначил Национальную технологическую инициативу в качестве одного из приоритетов государственной политики.

Прошли времена, когда оборонный комплекс являлся основным поставщиком инновационной продукции для экономики.

Предлагая НТИ, в том числе, для решения перспективных проблем экономики, Владимир Путин подчеркнул, что на основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада.

Национальная технологическая инициатива по своей структуре, как следует из документов АСИ, включает в себя комплекс проектов и программ на принципах государственно-частного партнерства, направленных на активное включение России в формирование стандартов глобальных рынков, которые будут определять структуру мировой экономики через 15-20 лет.

 

Технологии НТИ

 

В качестве приоритетных выбраны 10 групп технологий, предположительно оказывающих наибольшее влияние на развитие рынков НТИ: 1) большие данные; 2) искусственный интеллект; 3) системы распределенного реестра; 4) квантовые технологии; 5) новые и портативные источники энергии; 6) новые производственные технологии; 7) сенсорика и компоненты робототехники; 8) технологии беспроводной связи; 9) технологии управления свойствами биологических объектов; 10) нейротехнологии и технологии виртуальной и дополненной реальностей.

В целях ускорения развития, НТИ с 2016 года обеспечивает отечественным высокотехнологичным компаниям государственную поддержку.

В целях ускорения развития, НТИ с 2016 года обеспечивает отечественным высокотехнологичным компаниям государственную поддержку, связанную с их вхождением в состав технопарков, венчурным финансированием, поддержкой экспорта и трансфера технологий. В число мер поддержки также входят государственные закупки, оформление интеллектуальной собственности и даже популяризация инновационной деятельности. Логика работы НТИ предполагает также поддержку международного сотрудничества и кооперации.

Основные направления международного сотрудничества по НТИ – совместное прогнозирование рынков будущего и выстраивание глобальных технологических цепочек добавленной стоимости, научная и технологическая кооперация в целях разработки высокотехнологичных продуктов и сервисов. В рамках НТИ также планируется организация совместной работы в области международной стандартизации, координация инвестиционной деятельности и государственной технологической политики в странах присутствия.

 

Мотивация диверсификации

 

В органах власти, отвечающих за промышленную политику в ОПК, НТИ рассматривается в качестве одного из действенных механизмов повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности интегрированных структур. Предполагается, что данная программа может способствовать проведению качественных структурных сдвигов в производстве и управлении предприятиями ОПК.

Главная цель таких преобразований – укрепление позиций российского ОПК на мировом рынке вооружений и обеспечение загруженности производственных мощностей оборонных предприятий после выполнения ими заданий государственного оборонного заказа после 2020 года.

В органах власти, отвечающих за промышленную политику в ОПК, НТИ рассматривается в качестве одного из действенных механизмов повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности интегрированных структур.

Фактически, НТИ может обеспечить в ОПК должный уровень мотивации для перехода на современную модель корпоративного развития, позволяющую с высоким уровнем рентабельности производить высокотехнологичную продукцию гражданского назначения, востребованную на внутреннем и внешнем рынках.

Оптимальная модель корпоративного развития в ОПК, ставшая одной из ключевых тем, проводящихся последние 2-3 года поисковых исследований, включает 4 составляющие: диверсификация производства, оптимальная структура активов, эффективная система подготовки кадров и всестороннее управление качеством.

Матрица Национальной технологической инициативы, которая непрерывно совершенствуется и дополнятся новыми рынками и группами технологий, способна стать, если и не руководством к проведению немедленных преобразований в ОПК, но системной основой для формирования образа желаемого будущего и оценки рисков его достижения.

 

Риски НТИ

 

Риски реализации НТИ связаны, прежде всего, с использованием методологии форсайта, который активно применяется в целях подготовки предложений о формировании ее планов мероприятий ("дорожных карт").

Методология форсайта представляет собой достаточно сложную систему различных методов экспертной оценки (социологические опросы, SWOT-анализ, мозговой штурм и т.п.), применяемых для прогнозирования развития на средне- и долгосрочную перспективу.

Риски реализации НТИ связаны, прежде всего, с использованием методологии форсайта, который активно применяется в целях подготовки предложений о формировании ее планов мероприятий.

Форсайт-проекты проводятся регулярно и часто организуются в форме стратегических сессий, в ходе которых эксперты-участники формируют консолидированную позицию по вопросам прогресса конкретной технологии, отрасли или социально-экономического развития страны в целом. Известен опыт Японии, где, начиная с 1971 года, каждые 5 лет ведущие представители науки и бизнеса разрабатывают долгосрочный прогноз социально-экономического развития и перечень мероприятий по достижению выбранных ориентиров.

В условиях отечественной бизнес-среды, еще пока отличающейся высокой степенью неопределенности, вероятность наступления прогнозируемых событий значительно снижается, что делает форсайт-прогнозы не всегда достоверными.

Кроме того, до сих пор остаются открытыми следующие вопросы. Существует ли репрезентативная выборка компаний и стран, которым удалось успешно применять только форсайт для прогнозирования на 15-20 лет? Насколько универсальны методы форсайта? Одинаково ли они применимы для любого рынка высокотехнологичной продукции?

В российских условиях, наиболее перспективным подходом представляется интеграция методов форсайта, классического прогнозирования и методов формирования стратегического субъекта. Важно через соотнесение реальных и идеальных моделей преодолеть экономический редукционизм, а также обеспечить проектирование общего поля видения будущего и социально-экономических реалий для всех участников инновационного процесса.

Денис Журенков

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции