Система ситуационных центров позволяет реализовать новый формат управления на основе создания особого информационно-технологического пространства для эффективного мониторинга, прогнозирования, принятия решений и контроля их исполнения.

Новые механизмы целеполагания

Совершенствование процессов целеполагания в ситуационных центрах (СЦ) требует перехода к новой методологической парадигме и к новым механизмам стратегического целеполагания. Новая методологическая парадигма, принципиально отличная во всех своих измерениях от традиционных. Она должна конвергентно интегрировать в себе достижения современной философии и психологии, синергетики и кибернетики, поздних версий акторно-сетевой теорий, неклассической математики и физики, продвинутого искусственного интеллекта и др.

Денис Журенков

Денис Журенков, зам. руководителя Центра комплексного анализа состояния и прогнозирования развития ОПК ФГУП "ВНИИ "Центр" (Минпромторг России).

Задача стратегического целеполагания должна осознаваться как существенно нелинейная. Сама ее формулировка, как и конструктивная разработка – невозможна без инновационного методологического инструментария, изначально ориентированного на моделирование сложных самоорганизующихся систем в условиях цифровой реальности.

Субъектно-ориентированный подход адекватен условиям динамично изменяющейся среды XXI века: неустойчивых норм и традиций, «размытой» идентичности, мобильности структур социальных систем на основе процессов самоорганизации. Его актуальность усиливается в связи с мировым кризисом, в котором инициируются динамичные действия субъектов мирового сообщества в поисках выгодных проектов. Это приводит, с одной стороны – к возникновению множества потенциальных конфликтов и манипуляций. С другой стороны – к поиску путей преодоления сложившихся эгоистических традиций в современных экономических и финансовых концепциях.

Задача стратегического целеполагания должна осознаваться как существенно нелинейная

Новизна предлагаемой методологии определяется конструктивной направленностью на использование субъектно-ориентированного подхода в контексте его применения к анализу возможных сценариев развития страны. Предлагается широкое использование этого подхода к решению проблем определения рисков и угроз. А также к разработке адекватных механизмов стратегического целеполагания.

Важная задача которую необходимо решить – «сборка субъектов» развития страны на основе механизмов проектной идентификации и совершенствование системы национальной безопасности на этой основе.

Существенно, что использование субъект-ориентированного подхода в решении прогнозных задач предполагает одновременно его конкретизацию и развитие. Совершенствование такого подхода предлагается осуществлять на основе анализа онтологических, методологических, аксиологических и праксеологических аспектов развития социальных систем с ориентацией на современные представления междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов и идей постнеклассической науки.

Онтология «Сопровождение»

Онтология «Сопровождение» определяет организацию устоявшихся видов деятельности, в первую очередь связанных с обеспечением жизнедеятельности саморазвивающейся рефлексивно-активной среды.

Важная задача которую необходимо решить – «сборка субъектов» развития страны на основе механизмов проектной идентификации

Основные задачи целеполагания связаны с выявлением точек разрыва устоявшихся видов деятельности и коммуникаций, их трансляция в онтологию «Поддержка» для организации тактического целеполагания.

Базовое технологическое обеспечение в основном определяется опытом, накопленным в ситуационных центрах поддержки принятия решений и в основном, опирается на объектно-ориентированное моделирование.

Онтология «Поддержка»

Онтология «Поддержка» определяет организацию преодоления точек разрыва деятельности и коммуникаций, обнаруженных в онтологии «Сопровождение», в устоявшихся видах деятельности, в первую очередь связанных с обеспечением жизнедеятельности саморазвивающейся рефлексивно-активной среды.

Основные задачи целеполагания связаны с тактическим целеполаганием в точках разрыва устоявшихся видов деятельности и коммуникаций и преодоление этих разрывов. Накоплением нерешенных проблем в преодоление разрывов устоявшихся видов деятельности и коммуникаций и их трансляция в онтологию «Развитие» для учета в стратегическом целеполагании.

Базовое технологическое обеспечение в основном включает различные виды обеспечения ситуационных центров поддержки принятия решений и когнитивных ситуационных центров. Используется как объектно-ориентированное, так и субъектно-ориентированное моделирование.

Онтология «Конструирование»

Онтология «Конструирование» определяет организацию:

анализа внешнего социального опыта, вызовов, угроз, трендов и разработки предложений для стратегического целеполагания конкретной саморазвивающейся среды;

согласования стратегического целеполагания со стратегическим целеполаганием других полисубъектных сред;

разработки проектов (стратегий) развития на основе результатов стратегического целеполагания, полученных из онтологии «Развитие».

Антон Савельев

Антон Савельев, советник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве РФ..

Эта онтология крайне слабо представлена в функциональных задачах Системы распределенных ситуационных центров. Ей также не уделяется должного внимания в разработке стратегических документов российского развития.

Как следствие, технологическое обеспечение данной онтологии находится в состоянии неадекватном запросам стратегического целеполагания. Определенный опыт и технологический задел были накоплены в Институтах генеральных конструкторов СССР, но этот опыт забыт, и не используется при организации крупных национальных проектов.

В качестве технологии мобилизации научного потенциала в онтологии «Конструирование» и использования прямой демократии может рассматриваться «Научная дипломатия». Это сфера научной деятельности хорошо вписывается в одну из функций данной онтологии: «Анализ внешнего социального опыта, вызовов, угроз, трендов и разработки предложений для стратегического целеполагания конкретной саморазвивающейся среды».

Онтология «Внедрение»

Онтология «Внедрение» определяет организацию:

анализа рисков реализации стратегии и проектов реализации результатов стратегического целеполагания;

анализа последствий для субъектов среды результатов стратегического целеполагания (по критериям: продуктивность, безопасность, развитие, удовлетворенность) и разработка мероприятий по нейтрализации негативных последствий;

анализа готовности субъектов среды к внедрению результатов стратегического целеполагания, разработка мероприятий по повышению готовности, либо корректировке стратегического целеполагания;

модернизации под новые стратегии и проекты информационной и технологической платформ, а также функциональных и обеспечивающих подсистем;

обеспечения внедрения стратегий и проектов стратегического целеполагания.

Эта онтология частично представлена в функциональных задачах Системы распределенных ситуационных центров, вместе с тем, очевидна необходимость проведения дополнительных исследований и разработок.

В целом следует отметить, что фактически по всем задачам онтологии «Внедрение» имеются научные заделы и практический опыт, которые необходимо проанализировать и использовать с учетом специфики современных реалий. Например, авторский конвергентный подход к созданию и внедрению различного рода систем управления и поддержки решений делает попытку создания необходимых условий для устойчивого и целенаправленного решения управленческих и инженерных задач при слабой определенности целей.

Онтология «Развитие»

Онтология «Развитие» определяет организацию:

сборки субъектов стратегического целеполагания (от стартовой команды до включения среды в целом), через специальные процедуры групповой работы до организации стратегических конгрессов в масштабах всей саморазвивающейся среды;

формирования проектной идентификации общества в процессе стратегического целеполагания (создание основы консолидации администрации, общества и бизнеса для разработки и реализации результатов стратегического целеполагания);

анализа вызовов и угроз, потенциально влияющих на стратегическое целеполагание;

формирования образов будущего своей саморазвивающиеся среды и окружающих сред;

процессов стратегического целеполагания;

оценка и анализ последствий и рисков стратегического целеполагания;

стратегического аудита и коррекции стратегического целеполагания.

Эта онтология сейчас практически не представлена в функциональных задачах Системы распределенных ситуационных центров, и, как следствие, необходимо проведение дополнительных исследований и разработок.

В целом следует отметить, что фактически по всем задачам онтологии «Развитие» имеются определенные научные заделы и практический опыт, которые необходимо проанализировать и разработать современный инструментарий для СЦР.

Обобщенная схема процессов стратегического целеполагания и стратегического аудита

Обобщенная схема процессов стратегического целеполагания и стратегического аудита может быть построена на основе дифференциации по онтологиям процессов стратегического целеполагания и внедрения его результатов:

организация стратегического целеполагания;

разработка стратегий и проектов;

обеспечение внедрения стратегий и проектов;

реализация стратегий и проектов;

поддержка процессов реализации стратегий и проектов, при возникновении «разрывов» и конфликтов.

Важно отметить, что субъекты, участвующие в разных онтологиях частично пересекаются для обеспечения координации и осуществления стратегического аудита.

Как правило, в российских реалиях разработка стратегий осуществляется, в контексте одной онтологии «Конструирования», без связей с другими онтологиями. Это разрушает целостность процессов стратегического целеполагания и внедрения его результатов. Кроме того, при разработке стратегий недостаточно внимания уделяется включению в эти процессы общества и бизнеса. Как следствие – большинство стратегий оказываются оторванными от жизненных реалий и остаются пылиться на полках.

В российских реалиях разработка стратегий осуществляется, в контексте одной онтологии «Конструирования»

Созданная в стране система распределенных ситуационных центров (СРСЦ) в контексте системотехнических критериев удовлетворяет требованиям, чтобы быть использованной в качестве базовой системы для государственного стратегического целеполагания. Принципиальным ограничением на данный момент является монополия объектно-ориентированного подхода, при полном игнорировании субъектно-ориентированного подхода. Такое положение дел сложилось исторически, поскольку определялось общими мировыми трендами в проблематике управления и кибернетики.

Необходимо понимать, что быстрого внедрения методологии организации стратегического целеполагания на основе СРСЦР и субъектно-ориентированного подхода не получится. В частности потому, что отсутствует необходимое число апробированных социогуманитарных технологий обеспечения предлагаемой методологии. Требуется организация пилотных проектов для апробации как методологии, так и технологий, создания соответствующих информационных платформ, организации сопряжения и конвергенции субъектно-ориентированных и объектно-ориентированных моделей.

В сложившихся условиях практически нет альтернативы в создании эффективной системы целеполагания с применением СЦР. Именно система целеполагания должна стать системообразующей структурой для создания целенаправленных саморазвивающихся рефлексивно-активных сред на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, ведомственном, корпоративном.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (17-18-01326).

Авторы:

Антон Савельев, советник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве РФ

Денис Журенков, зам. руководителя Центра комплексного анализа состояния и прогнозирования развития ОПК ФГУП "ВНИИ "Центр" (Минпромторг России)