Заявление МИД России в связи с вооруженной акцией США в Сирии 7 апреля 2017 года - правильный лаконичный текст. Такие тексты Россия публикует регулярно, и они пользуются популярностью у свободомыслящих интеллектуалов всего мира. Однако литературными увещеваниями еще не удавалось усмирить ни одного агрессора. Да и вообще вся реальная политика - это всегда агрессия, узаконенная по принципу силы. Меч - символ мира. Все дело в том, в чьих руках меч и в чью именно сторону он направлен в данный конкретный момент. 

Федор Бирюков

Федор Бирюков,

Автор материала, член Бюро Президиума партии «Родина», директор Института свободы.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, в полной мере наследует и стратегию советской внешней политики. Эта стратегия зиждилась на апокалипсическом противостоянии коммунизма и капитализма (западного империализма), на догмате непреодолимых противоречий между этими двумя системами. Как и всякий парадокс, это противостояние в принципе временно обеспечивало определенный баланс сил на мировой арене. Но в результате сверхнапряжения сил СССР разрушился, идеология советского коммунизма пала, изменились геополитические смыслы. Победившие в холодной войне США гнут свою линию, объясняя ее приоритетами национальных интересов и  национальной безопасности. Таким образом, весь американский внешнеполитический бизнес легализован под вполне определенными слоганами. С ними можно не соглашаться, но они всем понятны. Важно и то, что внешняя стратегия Вашингтона практически не зависит от имени дежурного обитателя Белого дома.

С Россией дело обстоит иначе. Наша страна продолжает советскую международную политику, которая в нынешних условиях не имеет тех очевидных смыслов, которые были до 1991 года. Этим объясняется довольно спорный выбор наших "союзников" и "противников", которые на официальном уровне равно именуются партнерами. Все они нестабильны и капризны до безобразия. Мотивация же того,

Внешняя стратегия Вашингтона практически не зависит от имени дежурного обитателя Белого дома.

почему у Москвы именно такая, а не иная внешнеполитическая линия, по-прежнему соответствует лозунгу "интернационального долга", т.е. пропитана углекислым газом архаики.   

Очевидно, что западное сообщество во главе с США и НАТО специально и постоянно выталкивает Россию в этот "советский негатив". Западному глобалистскому истеблишменту не выгодна Россия-конкурент, ему выгодна Россия-враг. Но и российские элиты с удовольствием играют в эти международные "игры патриотов", и мы тут играем в поддавки. Российским элитам тоже до поры до времени выгодно такое положение дел. Стратегически же вся эта ситуация крайне вредна для народов. Один из результатов мутной игры государств - международный терроризм, убивающий отнюдь не высокопоставленных вельмож, а простых мирных граждан. Вот это - самое поганое в нынешней ситуации.

Российские элиты с удовольствием играют в эти международные "игры патриотов", и мы тут играем в поддавки.

Сегодня глобальные международные отношения зашли в концептуальный тупик, ведь актуальный расклад сил сам по себе архаичен и губителен для всех задействованных стран. И нет предпосылок для каких-то оптимистичных прогнозов. Поддержание весьма относительного мира будет проводиться все более жесткими методами, а в угоду столь же относительной безопасности гражданские свободы будут свертываться, как ковровая дорожка после церемонии. Мир ждут темные времена. И светлее будет там, где ярче станут гореть рекламные неоновые слоганы. 

В этих обстоятельствах России все равно придется пересматривать внешнеполитическую стратегию, существенно корректировать принципы, по которым одни добавляются в друзья, а другие идут в бан. Никакой советской ясности "черного" и "белого", "красного" и "коричневого" не будет, геополитическую палитру ждет все более сильное размытие. В общем, это нормально для переходного периода  - от нынешнего тупика к новой архитектуре мира. На это время России разумно занять позицию свободного нейтралитета. Принять Стратегию дистанции. И всеми силами постараться сохранить внутри страны максимальный набор политических и социальных свобод. Эта цель оправдает любые средства. А свобода может стать главным экспортным политическим продуктом России в обозримом будущем.

Федор Бирюков