Есть у нас такая коллизия – двойная классификация отходов. Отход один, а предприниматели, кто с ним имеет обращение, должны классифицировать его в двух ипостасях. Росприроднадзор делит отходы на пять классов, Роспотребнадзор – на четыре. Первые определяют степень воздействия на окружающую среду, вторые – на здоровье человека. Первые используются для расчёта платы, штрафов, лицензирования, вторые – для санитарных требований.

Представьте, что в своей ежедневной жизни вы должны общаться на двух языках одновременно, то есть каждую произнесенную фразу говорить на русском языке, и, предположим, на арабском. Мягко говоря, неудобно, выражаясь грубо – абсурд.

Ильдар Неверов

 Ильдар Неверов, 

Председатель комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии, член Общественного совета Росприроднадзора РФ

         

Инструментом, который мы использовали для снятия этого недоразумения, стал доклад президенту РФ. Этот вопрос мы включили одним их первых в списке проблемных. Профильным министерством тут является Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Уже ведётся работа по приведению к соответствию двух классификаций отходов. Комитет по экологии «Деловой России» принимает в этом процессе деятельное участие.

Нельзя не упомянуть о Федеральном классификационном каталоге отходов – ФККО. Как справочное пособие он имеет важное государственное значение в целях обеспечения эффективного регулирования обращения отходов в РФ, безопасности утилизации отходов, их перевозок, что в совокупности означает создание условий для экологизации экономики России.

Комитет «Деловой̆ России» по природопользованию и экологии признает важность ФККО. Однако необходима конкретная реализация данных условий. Вступивший в силу приказ Росприроднадзора №242 от 22.05.2017 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» содержит нарушения положений раздела II приказа Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и нацелен на расширение сферы регулирования Росприроднадзора.

Согласно действующему законодательству РФ и, в частности, приказу Минприроды России №792 от 30.09.2011, основополагающим принципом государственного контроля обращения отходов является то, что индивидуальные предприниматели и юрлица согласно уставной̆, проектной̆, технологической̆ и иной документации самостоятельно определяют, относятся ли образующиеся в процессе их хозяйственной̆ деятельности вещества (материалы) к отходам производства и потребления. Стало быть, некорректное введение Росприроднадзором ФККО является примером целенаправленной̆ политики этого ФОИВа по расширению сферы своего регулирования.

В целях развития отрасли переработки отходов в РФ необходимо исключить возможность манипуляции ФККО ФОИВами путем четкого разграничения на законодательном уровне понятий «отход» и «продукт».

 Ильдар Неверов