Член президиума генсовета «Деловой России», председатель правления ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим выступил на сессии «Развитие Северного морского пути. От слов к делу», которая прошла на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 6 сентября.

«Нет практически никаких технологических препятствий для преодоления северного арктического маршрута, вопрос только в его стоимости», – заявил Дмитрий Пурим в начале своего выступления.

Он напомнил, что развитие Арктики только начиналось, когда в 1929 году был создан «Совфрахт». В 1930-е годы именно «Совфрахт» реализовывал знаменитые Карские операции. Для них компания привлекала иностранный флот, чтобы обеспечивать вывоз сырья из Западной Арктики. Следующим «ренессансом в развитии Арктики» Дмитрий Пурим считает экспедицию Артура Чилингарова, которая состоялась ровно 10 лет назад, когда на дне на Северном полюсе был установлен российский флаг. «Я знаю, что многие судовладельцы жалеют, что их суда класса SA-15, ласково называемые “морковками”, не дожили до этого. Сейчас строят новые суда этого типа, который наиболее востребован в Арктике», – сказал делоросс.

Он признал, что «главный драйвер развития Арктики, бесспорный мейнстрим – это развитие углеводородных проектов». «Совфрахт» специализируется не на них, подчеркнул Пурим: «Наша стезя – грузоснабжение, КТГ (крупногабаритные тяжеловесные грузы), коммерческие грузы и грузы Минобороны». Но Арктика может быть интересна и несырьевому бизнесу, в том числе малым и средним компаниям, убеждён член президиума генсовета «Деловой России».

По его словам, «Совфрахт» делает ставку на связку технологий, накопленного опыта и компетенций специалистов. «Практическим результатом этой связки стало то, что за несколько лет работы в Арктике нам удалось примерно на 40% снизить стоимость перевозки в пересчёте на фрахтовую тонну, – рассказал он. – Это связано не только с усилением координации, качества работы и планирования, но и с развитием информационных технологий».

Дмитрий Пурим убеждён, что развитие ИТ могло бы дать сильный толчок развитию в Арктике проектов малого и среднего предпринимательства, оптимизации работы судов-снабженцев, облегчило бы работу небольших судовладельцев. «Если бы в Арктике был доступный Интернет, это стало бы серьёзным фактором снижения себестоимости всей арктической логистики».

Отдельно делоросс остановился на теме трансарктического транзита контейнеров. По его мнению, это дело далёкого будущего. «Если опасения климатических изменений и таяния льдов оправдаются, нужно будет думать об этом контейнерном транзитном маршруте», – пояснил он.

Пурим также высказал своё мнение о структуре, управляющей Северным морским путём, создание которой недавно анонсировал Минтранс. В понимании Минтранса Северный морской путь – это отрезок маршрута от бухты Проведения до Карских Ворот (около 5600 км), обратил внимание глава «Совфрахта».

«Будет правильно, если в лице этой новой управляющей компании бизнес найдёт “единое окно” по преодолению административных барьеров, – заявил Дмитрий Пурим. – Важно, чтобы управляющая компания не вмешивалась в те сегменты, с которыми может справляться сам бизнес».

В дискуссии на ВЭФ также приняли участие первый заместитель гендиректора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов, председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте, первый вице-президент FESCO Владимир Корчанов, CEO компании Damen Shipyards Group NV Рене Берквенс, старший консультант исследовательского института Nomura Синьити Исии, президент Корейского научно-исследовательский институт кораблей и океанической инженерии (KRISO) Сан-Хьюн Су и другие. Модератором сессии выступил управляющий директор филиала Frost & Sullivan в России Алексей Волостнов.

Северный морской путь является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам специалистов, после 2050 года станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледового усиления. В 2016 году была разработана модель создания на базе Севморпути регулярной арктической контейнерной линии. Считается, что нишей, в которой перевозки по Северному морскому пути будут выгоднее, чем по южному маршруту, является транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея) и Северной Европой (Роттердам, Гамбург и другие). Участники сессии также обсуждали перспективность этой контейнерной линии, возможность привлечения Китая, Японии и Южной Кореи к совместному развитию Севморпути, окупаемость инвестиций в инфраструктуру маршрута и другие вопросы.