В бизнесе есть понятие «эффект Золушки». Когда бал закончился, Золушка ринулась к выходу и в панике не успела до полуночи сесть в свою карету. Тогда случился конфуз: неприглядное превращение прямо на глазах у публики.

Так и в финансовом мире, к примеру на рынке ценных бумаг,  паника приводит к тому, что инвесторы начинают сбрасывать бумаги, и они мгновенно обесцениваются.

В мире товарных рынков – та же аналогия, взять хотя бы тюльпановый кризис в Голландии, когда целые состояния испарялись, как утренняя роса, по причине внезапного информационного беспорядка.

Ильдар Неверов

 Ильдар Неверов,            Член президиума генерального совета «Деловой России», руководитель Группы «Север».

Боюсь, что «эффект Золушки» вскоре можно будет наблюдать и в российском бизнесе в Арктике. В последнее десятилетие популярность предпринимательства в Арктической зоне РФ возросла настолько, что каждая вторая компания, чья деятельность так или иначе была связана с перевозкой грузов, материально-техническим снабжением отдаленных арктических объектов, стала строить мультимодальные центры по логистике, покупать суда ледового класса, возводить масштабные причалы, инвестировать миллионы в дноуглубительныее работы.

Как осуществляются такие инвестиции? Деньги берутся в банках под гарантии иных доходов от сторонних проектов новоявленных арктических инвесторов или под залог основных средств.

Но закон капитализма гласит, что любой кредит имеет три параметра: срочность, возвратность, платность. Срок погашения наступит, возвращать необходимо проценты и тело кредита, проценты сегодня – 11% и выше…

Одно дело, когда арктический инвестор – это крупный частный холдинг, как ГМК «Норильский никель», к примеру, или прогосударственная компания, как то же ООО «Оборонлогистика», а другое дело, когда это общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 100 тыс. рублей.

У крупного бизнеса есть накопленная подушка безопасности в виде доходов тучных лет, когда никель стоил 55 тыс. долларов США за тонну, а баррель нефти 100 долларов США. У частного среднего бизнеса такой жировой прослойки в виде свободных денежных средств нет, все ушло на погашение кредитов банкам и на приобретение сомнительных активов под проекты в будущем.

Размышления наводят на мысль, что сегодняшняя логистическая инфраструктура в Арктике напоминает московские аэропорты в середине 90-х. Прибывает клиент в столицу, а вокруг огромное количество видавших виды «колымаг» с такими же помятыми водителями, которые за огромные деньги доставят его в центр Москвы, да еще по дороге за счет клиента заправят авто бензином и купят отвалившуюся деталь. Параллели с текущим состоянием инфраструктуры по доставке грузов в Арктику очень близкие.

Конечно, сгущать краски не надо. Есть же старейшие, в хорошем смысле этого слова, судоходные компании  и логистические центры под их эгидой, которые добросовестно и качественно окажут услугу по логистике в Арктике, но, позвольте, и новые проекты пойдут к ним. Они сейчас, мягко говоря, не перегружены работой, и в условиях рынка будут бороться за те или иные тендеры, чтобы существовать.

Парадокс заключается в том, что иногда и для таких традиционных игроков маржа – не главное, во главе угла стоит денежный поток. Есть работа, есть живые деньги – и хорошо. С них обслуживаются кредиты, поддерживаются на плаву компании, а маржа – это дело второстепенное. Это все противоречит экономической теории, но такова новая арктическая реальная экономика.

Именно поэтому норвежские компании средней руки не могут ни коим образом конкурировать с российскими арктическими подрядчиками. И щебень мы на грани рентабельности продадим, и фрахт осуществим дешевле дешевого по Северному морскому пути, и грузы обработаем в наших портах – главное, чтобы была работа.

Конкуренция убила доходность в Арктике, сокращающееся число проектов будет основным фактором банкротства многих из тех, кто эти строки сейчас читает.

А как быть, что делать, какие есть выходы из сложившегося положения, когда предложение превышает спрос, а дальше будет только все жестче? Ответом будет качество предоставляемой услуги. Именно оно и будет лейтмотивом развития предпринимательства в Арктике. Да, будут банкротства, будут скандалы и конкурентная борьба; в ней победит сильнейший, а сила его будет в качестве.

Перевезти груз в срок и силами судна, осуществить ювелирную выгрузку на припай – качественная услуга, ее «абы как» не сделаешь. Нужны мощные краны в отличном техническом состоянии, опытная команда на судне, знающая, как действовать в сложных условиях Арктики, капитан, ставящий безопасность людей и судна превыше всего, но в то же время умеющий подойти к необорудованному берегу по картам 80-х годов и не получить повреждения, умение бункероваться вовремя, оценивать ледовую обстановку.

Принять из других регионов России в порт грузы списком более 5000 наименований, а потом, после укрупнения, сортировки, осуществить сложные погрузочно-разгрузочные операции на судно своей техникой – качественная услуга. С кондачка такое умение не приходит, оно приходит через опыт, этот опыт трансформируется в качество. Качество будет ценить редкий арктический заказчик.

Это только два примера, и за такими операциями стоят годы проб и ошибок, успехов и провалов, новых подходов и традиционных решений в компаниях, которые несут бремя снабжения и логистики в Арктике.

Казалось бы, почему «бремя»? Не всегда же конкуренция была так высока, что доходность стремилась к нулю. Нет, не всегда, а все равно – бремя. В арктических реалиях есть еще фактор неплатежей. Никто в Арктике не платит быстро, а вернее – в Арктике могут не заплатить вообще.

Денег в Арктике нет в их традиционном виде. Проект, аванс, выполнение, расчет – все строго в рамках договоров, приемо-сдаточных актов, счетов-фактур. Нет, нет и нет.

Оплата за услуги с отсрочкой 90 дней, неоплата вовсе по причине отсутствия бюджетного финансирования, увеличение первоначальной сметы в десятки (!) раз из-за непредвиденных расходов, суды, «дебиторка» – вот чем заняты бухгалтерии арктических компаний.

Если в бюджете, будь то казна или частный бюджет, деньги реальные, они моментально употребляются Арктикой в лице ее предпринимателей, но зачастую долги, долги, долги. Один проект перекрывает другой, одни сметы – следующими, так и живет арктический бизнес.

Финансирование государством тех или иных проектов по линии Министерства природных ресурсов и экологии РФ или Министерства обороны РФ – это тема для отдельной статьи. Не знаю таких примеров, чтобы финансирование не урезалось, сроки не переносились, коэффициенты на стройку, к примеру, соответствовали фактическим, сметы были составлены правильно, сроки окончания проектов были выдержаны.

К деньгам в Арктике тоже применим «эффект Золушки». До определенного момента есть все необходимые ресурсы: карета, кучер, платье, туфельки, а потом в одночасье всего этого нет. Предприимчивая Золушка-предприниматель изыщет возможность все ресурсы сохранить во что бы то ни стало, а растерявшаяся предстанет перед Принцем-заказчиком в неприглядном виде.

В заключение хочется подчеркнуть, что время расставит все на свои места еще на нашем с вами, читатель, веку, а качество арктического предпринимательства и будет мерилом успешности того или иного инфраструктурного проекта в Арктике.

Ильдар Неверов