В ответ на эту потребность все больше стран, включая развивающиеся, принимают национальные программы по получению и обработке таких данных. Создаётся развитая, актуальная, имеющая сантиметровую точность геоподоснова, доступ к которой обеспечивается через развитую инфраструктуру пространственных данных. В США реализуется программа 3DEP, в Великобритании уже получены трехмерные данные о всей территории страны и на их основе успешно разрабатываются производные геопространственные наборы данных и сложные геоинформационные продукты.

Николай Алексеенко

Николай Алексеенко

Автор материала, председатель комитета «Деловой России» по развитию проектно-изыскательской деятельности и инжинирингу, гендиректор ООО «Геопроектизыскания».

Все эти страны отмечают существенную экономическую выгоду от этих программ. Так, США оценивают возврат на инвестиции в программу 3DEP как 5:1.

Отставание России в этом процессе достигло критического уровня. Работы в области создания инфраструктуры пространственных данных начались у нас по ряду причин с запозданием. Первым результатом проводимых в этом направлении работ стало одобрение правительством России (распоряжение N 1157-р от 21 августа 2006 года) «Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации».

Разработка концепции велась с учетом международного опыта, но в значительной мере учитывала особенности Российской Федерации (вопросы геодезии и картографии в ведении РФ, секретность в сфере производства и использования пространственных данных, не сложившийся рынок информации, слабый не развитый институт местного самоуправления и многое другое).

Уже в 2010 году эксперты считали невозможным реализовать эту концепцию к 2015 году в сложившихся тенденциях в отечественной геодезии и картографии: документ не ставил задачу модернизации отраслевого управления и госпредприятий, действующих в сфере геодезии и картографии.

Регулирование отрасли принципиально не менялось с 1980-х годов

По мнению ГИС-Ассоциации, «проблема в том, что не изменилась система, она по-прежнему ориентирована на традиционные технологии сбора, распространения и использования пространственной информации в виде статичных картографических изображений. Регулирование отрасли принципиально не менялось с 1980-х годов».

За все это время Российская Федерация не смогла создать достоверной единой картографической основы, не говоря уже о необходимых тематических слоях.

В Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в качестве базового картографического слоя используется 5 базовых карт, и только одна из них – карта Росреестра – является отечественной разработкой. Остальные 4 базовых слоя – это 3 карты американского ГИС-гиганта ESRI и карта международного open-source проекта OpenStreetMap.

Сейчас, например, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в качестве базового картографического слоя используется 5 базовых карт, и только одна из них – карта Росреестра – является отечественной разработкой. Остальные 4 базовых слоя – это 3 карты американского ГИС-гиганта ESRI и карта международного open-source проекта OpenStreetMap.

Показательной является ситуация с раздачей дальневосточных гектаров, когда многочисленные ошибки в кадастре, отсутствие информации о землях Минобороны, уточненных границ особо охраняемых природных территорий, неправильная привязка спутниковых снимков по отношению к кадастровой карте, устаревшие спутниковые снимки стали причиной того, что среди распределенных «дальневосточных гектаров» оказались участки, принадлежащие другим лицам и организациям.

Например, в Хабаровском крае 33 предоставленных участка находятся на землях Минобороны, и теперь вопрос с этими участками можно будет решить только через суд. А сотни людей по всему Дальнему Востоку получили отказы на свои заявки.

И мы говорим, с точки зрения современной геодезии и картографии, о достаточно простой двухмерной информации и ее элементарной обработке – о географической привязке спутниковых снимков и их совмещением с кадастровой картой. А о наличии актуальных и полных трехмерных пространственных данных на территорию РФ или хотя-бы на ее наиболее освоенную европейскую часть говорить вообще не приходится.

Внедрение новых цифровых технологий получения и обработки данных позволило лидерам отрасли повысить производительность труда более чем в 2,5 раза по сравнению с организациями, выполняющими аналогичные работы традиционными методами

Российский бизнес, прежде всего крупные инфраструктурные монополии и недропользователи, уже давно оценили важность 3D-геоданных. Ведущие изыскательские организации выполняют работы по воздушному и наземному лазерному сканированию для РЖД, компаний энергетического сектора, для проектирования автомобильных дорог, аэропортовых комплексов и для многих других организаций. Объем полученной информации уже исчисляется десятками, если не сотнями тысяч квадратных километров. А внедрение новых цифровых технологий получения и обработки данных позволило лидерам отрасли повысить производительность труда более чем в 2,5 раза по сравнению с организациями, выполняющими аналогичные работы традиционными методами.

К сожалению, на государственном уровне этот технологический прорыв остается незамеченным. Отсталость нормативной базы, тотальное засекречивание результатов геодезической и картографической деятельности, отсутствие внятного государственного заказа на высокоточные пространственные данные и ограниченный круг его исполнителей – госпредприятий, не дает развиваться отрасли геоинформатики в России.

Публично доступные трехмерные высотные данные приведут к возникновению инноваций в области управления природными ресурсами, в альтернативной энергетике, сельском хозяйстве и других областях экономики на долгие годы вперед.

Государство должно увидеть, что Россия многомерна, что от наличия полных, точных и актуальных знаний о территории нашей страны зависит эффективность ее развития. Необходима национальная межведомственная программа получения таких данных, основанная на принципе кооперации и взаимодействия между федеральными и региональными органами власти и заинтересованными коммерческими организациями. Чтобы, опираясь на услуги и опыт частных компаний, занимающихся получением трехмерных геоданных, например лазерным сканированием, получить необходимый массив данных, создать новые рабочие места в процессе и в будущем. Объединение усилий позволит снизить стоимость получения данных и сделать такую программу реальностью. Публично доступные трехмерные высотные данные приведут к возникновению инноваций в области управления природными ресурсами, в альтернативной энергетике, сельском хозяйстве и других областях экономики на долгие годы вперед.

В пример можно привести Национальное исследование потребности в уточненных высотных данных (National Enhanced Elevation Assessment), проведенное в США в 2012 году, которое привело к созданию программы 3DEP. Исследование выявило потребность в высотных данных в 34 федеральных агентствах, органах 50 штатов, некоторых органах местного и племенного самоуправления, частных и некоммерческих организациях. Всего было выявлено около 600 различных способов применения высокоточных многомерных пространственных данных. Основное применение лежит в областях управления рисками при наводнениях, лесных пожаров и других чрезвычайных ситуациях, строительства, управления инфраструктурой, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и точного земледелия, водоснабжения и обеспечения качества питьевой воды, управления лесными, водными ресурсами, оценки запасов природных ископаемых, охраны окружающей среды, авиационной, морской и дорожной навигации. Только по этим направлениям, по консервативной оценке, ежегодная экономическая выгода от реализации программы составит не менее 1,2 млрд долл. США, а по оптимистичному сценарию – более 5,3 млрд.

Нам тоже необходим переход от создания статичных двухмерных карт к многомерному информационному моделированию нашей страны.

20 апреля в рамках Красноярского экономического форума «Деловая Россия» проведёт круглый стол «Наличие актуальных и точных пространственных данных как необходимое условие успешного устойчивого пространственного развития России и эффективного территориального планирования. Международный опыт и Российская действительность», где данная проблема будет обсуждаться с представителями профильных федеральных органов власти, профессионального сообщества и региональных властей.