Сегодня система ситуационных центров позволяет реализовать новый формат управления на основе создания особого информационно-технологического пространства для эффективного мониторинга, прогнозирования, принятия решений и контроля их исполнения.
Первые ситуационные центры в России создавались там, где в условиях дефицита времени решались задачи оперативного управления сложными процессами при значительных потоках многообразной информации от различных источников.
ОГАС
Ситуационный центр – программно-технический комплекс, включающий защищенную виртуальную корпоративную сеть, единый территориально-распределенный информационный фонд, систему поддержки принятия решений, средства моделирования и визуализации.
В СССР идея создания прообразов современных ситуационных центров возникла в 1960-х годах
В СССР идея создания прообразов современных ситуационных центров возникла в 1960-х годах. Она была связана с разработкой проекта системы автоматизированного управления экономикой страны – Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС).
ОГАС была основана на принципах кибернетики и должна была включать в себя вычислительную сеть, связывающую центры сбора данных, расположенных во всех регионах страны – Единая государственная сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ).
Проект ОГАС не нашел поддержки высшего руководства из-за высокой стоимости
ОГАС была инициирована академиком Виктором Глушковым в 1962 году, а к середине 1964 г. им был разработан эскизный проект ЕГСВЦ. К сожалению, проект ОГАС не нашел поддержки высшего руководства из-за высокой стоимости.
В 1975 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была начата разработка системы «Контур» – первой отечественной информсистемы для управления экономикой.
Через 9 лет, в 1984 году система «Контур» была введена в эксплуатацию и успешно использовалась для информационной поддержки принятия решений высшими органами власти страны.
В 1987 году, на базе ЭВМ типа «Электроника-85», была создана информационная система лично для Председателя Совмина СССР Николая Рыжкова. Она позволяла, на основе информации из «Контура», осуществлять многоцелевой анализ социально-экономических процессов, а также представление результатов анализа в виде таблиц, графиков, формализованных текстовых документов.
4 этапа развития СЦ
В создании и разработке СЦ в нашей стране можно выделить 4 основных этапа:
Первый этап, 1986-1996 гг. – идея создания и первый опыт.
Второй этап, 1997-2007 гг. – разработка и ввод в эксплуатацию отдельных СЦ, формирование типовых элементов.
Третий этап, 2008-2012 гг. – массовое внедрение СЦ в практику работы органов государственной власти.
Четвертый этап, с 2013 г. - н.в. – создание системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту.
Первые ситуационные центры создавались где в условиях дефицита времени решались задачи оперативного управления сложными процессами
Первые ситуационные центры создавались где в условиях дефицита времени решались задачи оперативного управления сложными процессами при значительных потоках многообразной информации от различных источников (авария на ЧАЭС, землетрясение в Армении).
В дальнейшем первый опыт создания и эксплуатации ситуационных комнат для управления чрезвычайными ситуациями был использован при создании СЦ органов госвласти.
В 1990 г. было выполнено комплексное проектирование Ситуационного центра комиссии Совмина СССР по чрезвычайным ситуациям.
В 1990 г. было выполнено комплексное проектирование Ситуационного центра комиссии Совмина СССР по чрезвычайным ситуациям. В проекте предусматривалось создание архитектурно-строительной и инженерной подсистем, средств отображения, программно-аппаратного комплекса, информационных ресурсов и телекоммуникационной компоненты. За основу был взят опыт создания Центра управления полетами Минобщемаша СССР.
Постсоветская Россия
В 1993 г. этот ситуационный центр был передан МЧС России, а затем был модернизирован и преобразован в Национальный центр управления кризисными ситуациями.
Опыт эксплуатации центра МЧС позволил приступить спроектировать Ситуационный центр Совбеза (СЦ СБ).
В этом же году опыт эксплуатации центра МЧС позволил приступить спроектировать Ситуационный центр Совбеза (СЦ СБ).
СЦ СБ предусматривал интеграцию информационных ресурсов федеральных и региональных органов власти. Впервые здесь была применена технология представления информации в виде полиэкранных форм, разработан и внедрен широкий спектр организационно-управленческих задач. СЦ СБ призван обеспечить опережающее информирование членов Совбеза по проблематике угроз национальной безопасности России.
В центре Совбеза были внедрены системы для проведения ситуационного анализа и ранжирования угроз нацбезопасности.
Для повышения эффективности функционирования в центре Совбеза были внедрены системы для проведения ситуационного анализа и ранжирования угроз нацбезопасности.
Ситуационный центр Президента
В 1994 г. началось проектирование Ситуационного центра Президента России (СЦ ПР), который был введен в эксплуатацию в 1996 году.
СЦ ПР был создан для обеспечения комплексного информирования Президента РФ о положении в стране и мире, мониторинга общественно-политической ситуации, ситуационного анализа проблемных ситуаций, поддержки политического планирования, процедур подготовки и принятия решений Президентом по ключевым вопросам.
СЦ ПР – первый мультимедийный комплекс, позволяющий обрабатывать информацию и представлять ее Президенту и руководству его администрации с помощью новейших информтехнологий и средств связи. Сегодня СЦ ПР постоянно модернизируется, и уровень его технической оснащенности отвечает самым современным требованиям.
Информационный фонд СЦ ПР содержит политическую, экономическую, социальную информацию, а также аналитические и нормативно-правовые документы, базу экономико-географической информации и др.
Источниками информации для СЦ ПР являются СЦ Совбеза, правительство, Госдума и СФ РФ, министерства, региональные органы власти, НИИ, предприятия, СМИ и многие другие источники.
17 к 17
Создание президентского центра можно условно отнести к первому этапу построения системы СЦ. Второй этап, который начался во второй половине 1990-х годов и связан с созданием и внедрением СЦ в федеральных органах исполнительной власти.
В России созданы и функционируют ситуационные центры в 17 министерствах
К настоящему времени в России созданы и функционируют ситуационные центры в 17 министерствах и ведомствах. Запланировано создание СЦ еще в 17 органах власти.
Сегодня отсутствуют принципиальные проблемы, связанные с техосновой СЦ, их жизнеобеспечением, созданием коммуникационных систем. Центр тяжести объективно смещается к проблемам создания систем поддержки принятия решений первым лицом. Именно такие системы определяют эффективность ситуационных центров.
Вместе с тем, создание эффективных информационно-аналитических систем, востребованных лицами принимающими решения, невозможно без развития механизмов применения аналитических технологий.
Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ проект № 17-18-01326 «Развитие социогуманитарных технологий системы распределенных ситуационных центров России на основе методологии саморазвивающихся полисубъектных сред»
Антон Савельев, советник Аналитического центра при Правительстве РФ
Денис Журенков, военный эксперт