Система ситуационных центров позволяет реализовать новый формат управления на основе создания особого информационно-технологического пространства для эффективного мониторинга, прогнозирования, принятия решений и контроля их исполнения.

3 компонента управления

Ситуационный центр – программно-технический комплекс, включающий защищенную виртуальную корпоративную сеть, единый территориально-распределенный информационный фонд, систему поддержки принятия решений, средства моделирования и визуализации.

В России активно создаются ситуационные центры госорганов и силовых ведомств

В настоящее время  в России активно создаются ситуационные центры госорганов и силовых ведомств. В крупных корпорациях внедряются специальные центры анализа работы подразделений с использованием методов ситуационного моделирования для прогнозирования событий. В образовательных учреждениях используются методы ситуационного обучения. Число проектов в этой области развития информационных систем постоянно растет.

Ситуационный центр – важнейшая составная часть системы управления страной.

Ситуационный центр – важнейшая составная часть системы управления страной. В отличие от других информационных систем, СЦ затрагивает все три компонента системы управления организационной системы в классическом ее представлении.

Первая компонента – органы управления: руководитель и его аппарат.

Вторая – пункты управления: объекты информатизации, на которых размещаются комплексы СЦ.

Третья – средства управления: аппаратно-программные средства СЦ, реализующие его технологии.

Ситуационные центры позволяют реализовать новый формат управления

Ситуационные центры позволяют реализовать новый формат управления. Прежде всего на основе создания особого информационно-технологического пространства для эффективного мониторинга, прогнозирования, принятия решений и контроля их исполнения.

Современный ситцентр

Сегодня представления об СЦ, как просто ситуационном зале отошли на второй план. Приоритеты при создании СЦ смещаются в содержательную область. Главное сегодня: целеполагание, формализация функциональных задач, создание аналитических систем, формирование взаимоувязанных баз данных и обобщенных метаданных (базы знаний).

Сегодня представления об СЦ, как просто ситуационном зале отошли на второй план

В условиях дефицита времени стала актуальной цель комплексного, эффективного и оптимального управления. Такая цель – одна из основных для решения экономических и социальных проблем в рамках ситуационных центров федерального и регионального уровней.

Функции ситуационных центров:

поддержка управленческой деятельности и разработка эффективной стратегии развития государства;

прогнозирование событий, благодаря мониторингу общественно-политической ситуации на основе полного цикла прохождения информации;

оперативное реагирование в случае непредвиденных обстоятельств.

В результате текущих процессов модернизации в стране, возрастает необходимость оперативных научно обоснованных экспертных оценок всевозможных факторов, связанных с развитием общества и государства. Оценка рисков на пути достижения целей, репрезентация результатов, прогнозирование последствий крайне необходимы для принятия решений в сфере управления.

5 актуальных задач

Можно выделить 5 ключевых задачи для современных ситуационных центров.

Первая: решение оперативных задач на основе многократного сжатия информации.

Вторая: комплексная оценка текущей ситуации на основе анализа больших данных, оперативное моделирование вероятных сценариев развития и принятие управленческих решений.

Третья: интеграция в единую систему для повышения качества госуправления с точки зрения эффективности, качества и оперативности анализа информации.

Четвертая: использование системы СЦ для организации стратегического планирования, контроля, управления, мониторинга, комплексного анализа развития страны и нацбезопасности.

Пятая: многофакторный анализ по результатам мониторинга.

Эффективность ситуационных центров подтверждается активным их использованием в Администрации Президента, правительстве и министерствах для управления (Олимпиада-2014, приоритетные национальные проекты) и социально-экономической сферой (ЖКХ, рынок труда и др.).

Новый этап развития ситуационных центров связан сегодня с ориентацией на поддержку управленческой деятельности коллективных субъектов, учет субъективных факторов (рефлексивные модели), развитие экспертных сообществ, исследование процессов самоорганизации граждан.

Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ проект № 17-18-01326 «Развитие социогуманитарных технологий системы распределенных ситуационных центров России на основе методологии саморазвивающихся полисубъектных сред»

 

Антон Савельев, советник Аналитического центра при Правительстве РФ

Денис Журенков, военный эксперт.