Сегодня система ситуационных центров позволяет реализовать новый формат управления на основе создания особого информационно-технологического пространства для эффективного мониторинга, прогнозирования, принятия решений и контроля их исполнения.
Новая роль СЦ
Ситуационный центр – программно-технический комплекс, включающий защищенную виртуальную корпоративную сеть, единый территориально-распределенный информационный фонд, систему поддержки принятия решений, средства моделирования и визуализации.
Пришло осознание принципиально новой роли СЦ в системе управления страной.
Сегодня пришло осознание принципиально новой роли СЦ в системе управления страной. На это повлияло резкое осложнение международной обстановки, углубление межгосударственных, межэтнических, религиозных противоречий, а также нарастающий объем информации, необходимый для принятия управленческих решений на стратегическом уровне.
Преодоление недостатков деятельности СЦ лежит в русле их интеграции и развития в рамках единой сети с четко регламентированным взаимодействием.
В этих условиях преодоление недостатков деятельности СЦ лежит в русле их интеграции и развития в рамках единой сети с четко регламентированным взаимодействием.
Если такая задача будет решена, то система СЦ сможет взять на себя функции информационно-технологической платформы для модернизации отечественной экономики, широкого внедрения электронных сервисов, продуктов и скоростных цифровых коммуникаций.
4 фактора модернизации экономики
Необходимость увязки модернизации российской экономики и развития СЦ обусловлена 4 факторами.
Первый фактор – существует объективная необходимость обмена информацией между СЦ президента, правительства и других органов власти.
Второй – работы по проектированию и созданию СЦ в ряде министерств в настоящее время ведутся без учета необходимости их интеграции с действующими СЦ.
Третий – в настоящее время разработаны концептуальные подходы к созданию и использованию доверенной программно-аппаратной среды и специальных средств защиты информации.
Четвертый – необходимо провести работу по созданию единого информационного фонда, а также по разработке и внедрению информационно-аналитических систем для поддержки принятия управленческих решений.
Национальная безопасность
Впервые необходимость создания системы распределённых ситуационных центров (СРСЦ) была определена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии нацбезопасности осуществляется при координирующей роли Совбеза с использованием системы распределенных ситуационных центров
В п. 107 Указа № 537 было прямо указано, что информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии нацбезопасности осуществляется при координирующей роли Совбеза с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
В 2013 г. Указами Президента РФ был принят ряд важнейших документов, определяющих создание СРСЦ, работающих по единому регламенту взаимодействия, включая Концепцию создания СРСЦ, Концепцию информационной безопасности, а также организационные решения, включая План первоочередных мероприятий, направленных на формирование и обеспечение функционирования СРСЦ.
Согласно Концепции, основными целями создания СРСЦ является обеспечение информационно-аналитической поддержки госуправления, стратегического планирования и мониторинга реализации документов стратегического планирования в России.
Целью также является повышение эффективности госуправления в мирное и военное время, в том числе при возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций. Прежде всего, за счет использования информационных и техвозможностей СЦ, обеспечивающих анализ, оценку, прогнозирование изменения обстановки и поддержку принятия управленческих решений.
Следует отметить, что первая цель направлена на повышение качества управленческих решений на стратегическом уровне на основе своевременного обеспечения органов госуправления высшего звена: Президент России и его администрация, Совбез и правительство. Прежде всего за счет получения полной и объективной информацией из различных источников: министерства и ведомства, госкорпорации, субъекты федерации, крупнейшие бизнес-структуры, СМИ.
Достижение первой цели связано с обеспечением представления необходимой информации органам госуправления любыми доступными методами, включая ручной сбор данных.
Эффективность ситуационных центров подтверждается активным их использованием в Администрации Президента
Вторая цель предполагает: с одной стороны – интенсификацию процессов развития СЦ на всех уровнях, а с другой – повышение качества управленческих решений.
Стратегической задачей развития системы распределенных СЦ сегодня должна являться консолидация усилий научного и экспертного сообщества, IT-компаний и органов власти по разработке комплексов предметно-ориентированных моделей для повышения эффективности управленческих решений в социально-экономической и общественно-политической сфере, а также в сфере национальной безопасности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ проект № 17-18-01326 «Развитие социогуманитарных технологий системы распределенных ситуационных центров России на основе методологии саморазвивающихся полисубъектных сред»
Антон Савельев, советник Аналитического центра при Правительстве РФ
Денис Журенков, военный эксперт.