Всероссийская политическая партия «Родина» готовит концепцию освоения арктических территорий и разрабатывает пакет законопроектов о создании новой государственной мегакорпорации «Арктика». Идея принадлежит депутату Госдумы, лидеру партии Алексею Журавлеву.  Концепция затронет все сферы: от транспортной инфраструктуры до создания военных баз в Арктике. На сегодняшний день в проекте рассматривается несколько регионов для «прописки» госкорпорации. Не последнюю роль здесь играет республика Коми.

 

С чего начать освоение?

 

Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года недавно утвердил Владимир Путин. Председателем госкомиссии по вопросам развития Арктики был назначенвице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, основатель партии «Родина».

По мнению председателя партии, депутата Госдумы Алексея Журавлева, вопрос развития территории евразийской интеграции, Дальний Восток и Арктику сейчас стоит особо остро.

«Это должны быть приоритетные направления. У нас должна быть госкорпорация по Арктике», - сказал парламентарий на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме».

Однако на сегодняшний момент системного документа, формирующего политику России в Арктике в масштабе, отвечающего интересам народов России в целом, попросту нет.

Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», претендующее на роль такого документа, на практике является лишь декларацией  «за светлое будущее, против темного прошлого», считает Алексей Журавлев.

Создание же госкорпорации может стать началом реализации комплексной программы развития северных регионов. 

 

Связь с Большой землей

 

В первую очередь разработчики законопроекта обращают внимание на транспортную структуру северных регионов. Для жителей Коми этот вопрос особенно злободневен: уже почти 10 лет они грезят о строительстве автомобильной трассы Ухта-Воркута. Сами жители республики называют строительство дороги «проектом века». Многие годы чиновники кормили их «завтраками», но на деле вопрос так и не решили. Эта проблема найдет решение в законопроекте.

Кроме того, законопроектом предусматривается соединение приполярных регионов с запада на восток страны цепью крупных современных аэропортов. Так в республике Коми в их число могут войти аэропорты Сыктывкара и Воркуты.

Но и это еще не все. «Родинцы» намерены восстановить полярные порты и создать регулярную рейсовую навигацию на северных реках. Речь идет и о пассажирском водном транспорте. В число приоритетов вошли и северные железные дороги.

Новая госкорпорация «Арктика» войдет в список 100-150 крупнейших компаний РФ

Всего же проект законопроекта предусматривает десятки направлений развития, как для промышленности, так и образования.

Что касается республики Коми, то речь идет и о создании, и финансировании образовательных центров в Усинске и Сыктывкаре. Внимание уделено и разработке месторождений полезных ископаемых. Но их добыча будет напрямую связана со строительством современной инфраструктуры (дорог, тепло-, электроснабжения) для городов и поселков северных регионов. Говорится в законопроекте и об ужесточении экологического контроля и создания единой мониторинговой службы.

 

Чем ответит Арктика?

 

Северные территории богаты полезными ископаемыми. Только на Ямале добывается порядка 90% российского газа, но уникальность полуострова даже не в этом. А в том, что, по выражению президента России Владимира Путина, «отсюда одинаково близко что до Парижа, что до Пекина».

Согласно уже заключенным контрактам, 3 млн тонн сжиженного газа «Ямал СПГ» ежегодно будет отправляться в Китай, а 2,5 млн тонн — в Испанию. То есть в нынешних геополитических условиях у России есть все шансы стать абсолютным центром поставок энергоносителей и продуктов их переработки для экономик государств всего континента. 

А учитывая напряженную атмосферу на международной арене, Арктика может стать для России не только оплотом экономической стабильности, но и тылом во всех смыслах этого слова. Военное присутствие России в Арктике покажет всю серьезность ее намерений по защите своих северных территорий.

В настоящее время Спецстрой работает над созданием военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов в Арктике. Где-то  будут строиться новые объекты, где-то ‒ модернизироваться уже существующие. До 2018 в арктическом регионе будет обустроено девять аэродромов.

Если же смотреть шире, то для достижения успеха России в Арктике требуется создание за полярным кругом не только особых экономических, но и административных условий, уверен депутат Госдумы, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев.

«У нас много арктических территорий, но каждая из них сама по себе. А должна быть единая государственная политика, объединяющая северные регионы, нацеленная на их развитие. А для достижения успеха России в Арктике требуется создание за Полярным кругом не только особых экономических, но и административных условий. То есть Арктику нужно законодательно выделить в отдельную территорию, где действовали бы особые правила», - считает Алексей Журавлев.

Основная работа над документами начнется осенью. К осенней сессии партия «Родина» сформирует экспертные группы, которые приступят к разработке пакета законопроектов. Затем все предложения будут обсуждаться в рамках осеннего Арктического форума в Архангельске. После тщательной проработки документы будут предоставлены в Государственную думу.

 Марина Староверкина