Тема освоения Арктики становится «национальной идеей» России. А между тем, интерес к этой территории не угасает и зарубежья. Еще в 2009 году в США была принята Директива по арктической политике.  «В Арктике США имеют широкие фундаментальные интересы в сфере национальной безопасности и готовы действовать независимо либо в союзе с другими государствами по защите этих интересов», - говорилось в документе. О судьбе северных регионов «Известиям» рассказал депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев.

 

«Дорога жизни» 

 

Северный морской путь – мечта Америки. «Свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике» в Директиве по арктической политике открыто была названа высшим национальным приоритетом.

Речь идет о том самом морской пути, о котором еще пять столетий назад говорил русский дипломат Дмитрий Герасимов. А сто лет назад ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» вошли в порт Архангельска. Тогда и стало ясно, что водный переход из Владивостока в эти северные места – это уже реальность.

«Дорога жизни» - так называют Северный морской путь. Когда в навигацию 1996 года из Владивостока на трассу Севморпути не вышел ни один ледокол, без продовольствия и топлива осталось едва ли не все Приполярье России. И если бы не усилия Министерства по чрезвычайным ситуациям, нашу страну ждала бы катастрофа.

«Более того, мы, по сути, уже тогда находились в шаге от утраты суверенитета над этой важнейшей транспортной артерией. Западу даже не нужно было прилагать особых усилий. Горе-реформаторы в либеральном угаре практически уничтожили весь ледокольный флот, и Россия просто физически не могла эксплуатировать СМП. А логика у наших «друзей» всегда одинакова: «Раз Россия не в состоянии распоряжаться тем богатством, которое ей дано природой, пусть отдаст его в более «умелые» руки. Да и вообще несправедливо, что ей так много всего досталось — пускай делится», - приводят «Известия» слова Алексея Журавлева.

 

Укрепление рубежей

 

В настоящее время Россия укрепляет в Арктике военные позиции. Военный городок «Полярная звезда» на острове был введен в эксплуатацию в октябре прошлого года, а уже в ноябре на мысе появился второй такой блок.

До 2018 года в арктическом регионе будет обустроено девять аэродромов. В настоящее время Спецстрой в Арктике работает над созданием военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов. До конца 2015 года на мысе Шмидта и острове Врангеля в Арктике будут полностью обустроены военные городки и инфраструктура для Вооруженных сил России.

А между тем, Арктика на территории Российской Федерации простирается более чем на 4 млн кв. км (без малого четверть от общей площади территории РФ). Проживает там лишь меньше 2% от населения страны. На всю арктическую зону России приходится пять международных аэропортов, и это при том, что только в Москве их три. Плотность автодорог на Чукотке — в 46,2 раза меньше среднего показателя по РФ, в Ненецком АО — в 33,6 раза.

Как отметил Алексей Журавлев, в ЯНАО протяженность железных дорог составляет 1390 км, притом что в этом регионе это единственный транспорт круглогодичного действия. Опять же для сравнения: Крымская железная дорога имеет сопоставимую протяженность 1325 км, но площадь Крыма — 27 тыс. кв. км, а ЯНАО — свыше 750 тыс. кв. км.

«Все это свидетельствует прежде всего об отсутствии стратегии освоения Арктики. Конечно, у нас есть госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» и это лучше, чем ничего. Но это скорее декларация, чем конкретный план развития», - рассуждает Алексей Журавлев.

 

Для чего нам Арктика?

 

На вопрос, для чего же России Арктика, Алексей Журавлев приводит два ответа. Два разных ответа диктуют разные подходы к освоению региона. При первом Арктика предстает перед нами лишь как «кладовая» полезных ископаемых, экспортируемых за рубеж. 

«Он не требует привлечения значительного человеческого ресурса, формирования особой социальной сферы и экономического развития территории. То есть вполне может быть реализован при сохранении вахтового метода. Нужно лишь обеспечить охрану объектов. Пресловутая «экономика трубы» в чистом виде», - объясняет Алексей Журавлев.

При втором подходе, сторонником которого и является Алексей Журавлев, Арктика должна стать одним из локомотивов российской экономики и науки. А для этого необходимы вложения: в инфраструктуру, в строительство аэропортов, железных дорог, коммуникации, в создание комфортных условия для проживания.

«Да, вложения окупятся не сразу, а какие-то из них — никогда. Но это не повод отказываться от их реализации, так как без их решения разговоры о развитии Арктики бесперспективны. Такого подхода требует геополитическая обстановка и уровень вопроса. Пустующие территории — это потенциальная цель для заселения иностранцами со всеми вытекающими последствиями», - считает Алексей Журавлев.

Желающих занять арктические земли хватает. К примеру, в Архангельской области норвежцы уже развернули активную работу.

«Вы, например, знаете, что почетным доктором Северного Арктического федерального университета, расположенного в Архангельске, является некто Торнвальд Столтенберг? Знакомая фамилия? Да, это отец нынешнего генсека НАТО Йенса Столтенберга. По странному совпадению, как выяснили недавно журналисты РЕН ТВ, в последнее время усилилась обработка местной молодежи, призванная убедить их, что у побережья Белого моря этнографическая группа русских, называемая поморами, — это вовсе не русский этнос, а потомки скандинавов. С какой целью это делается? В недавно прогремевшей на всю страну Республике Коми призывают к «дерусификации». И стоит, кстати, разобраться, как к подобным течениям относились персонажи, до недавнего времени стоявшие у руля республики», - говорит Алексей Журавлев.

Партия «Родина», лидером которой и выступает Алексей Журавлев, выступает с идеей создания госкорпорации «Арктика». На сегодняшний момент системного документа, формирующего политику России в Арктике в масштабе, отвечающего интересам народов России в целом, попросту нет.

Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», претендующее на роль такого документа, на практике является лишь декларацией  «за светлое будущее, против темного прошлого», считает Алексей Журавлев.

Создание же госкорпорации может стать началом реализации комплексной программы развития северных регионов. 

Почему госкорпорация, а не министерство? По мнению Алексея Журавлева, опыт других территориальных министерств (Министерство по развитию Дальнего Востока, Минкрыма, Министерство по делам Северного Кавказа) говорит о том, что это не очень удачная идея.

«По нашему мнению, необходимо минимизировать, во-первых, коррупционную составляющую, а во-вторых, бюрократическую волокиту, которая грозит похоронить любое благое начинание. Поэтому мы и говорим о необходимости создать особую структуру, через которую будут решаться все вопросы гражданского характера, связанные с развитием арктических территорий», - подвел итог Алексей Журавлев.

  Марина Староверкина