В Санкт-Петербурге 26 мая на Балтийском заводе заложат первый серийный атомный ледокол. Мероприятие знаковое – по сути дела, старт возрождения ледокольного флота России. Как рассказал журналистам вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий развитие арктических территорий, к 2020 году Россия получит три атомных ледокола нового поколения. С пополнением флота и без того убедительное лидерство России в освоении Арктики станет безусловным.

 

Сохранить и преумножить

 

Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. На данный момент флот насчитывает 6 атомных ледоколов, закладка некоторых из которых производилась еще в советское время, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. В настоящее время на Балтийском заводе ведется строительство головного ледокола класса ЛК-60Я. Он был заложен 5 ноября 2013 года и получит имя «Арктика». В эксплуатацию судно проекта 22220 должно быть введено в 2018 году.

Непосредственная задача атомного ледокольного флота - обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу.

 Справка

Атомный ледокольный флот развивался почти параллельно с отечественной атомной энергетикой. Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года, а его закладка состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. 5 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду. В 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

Флот был передан на баланс госкорпорации «Росатом» в августе 2008 года, а в мае прошлого года корпорация заключила контракт на 84,4 млрд рублей на строительство двух серийных атомных ледоколов с Балтийским заводом «Судостроение». Сроки сдачи серийных атомоходов расписаны строго - декабрь 2019 года и декабрь 2020 года. Промедлений и задержек тут быть не может, для России освоение Севера – вопрос принципиальный и приоритетный, поскольку ресурсы Арктики, без преувеличения, представляют собой стратегический запас будущего. В частности, подо льдами Арктики залегает не менее 83 млрд баррелей нефти, что составляет 13% мировых неразведанных запасов.

Кроме того, почти все запасы природного газа, что есть в этом регионе, сосредоточены у берегов России. В Баренцевом, Печорском и Карском морях выявлено более 200 перспективных для разработки объектов. Поэтому России, располагающей наибольшим по протяженности в мире арктическим побережьем, для вывоза этих ресурсов, жизненно необходим сверхсовременный атомный флот, способный действовать в этих условиях.

 

Пути неисповедимые

 

В соответствии с законом о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути, СМП — это «водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ».

Ничего удивительного, что подобная формулировка, делающая явный упор на права и притязания России, внушает большое беспокойство компаниям, которые хотели бы использовать Северный морской путь. Ну а планы российского руководства по наращиванию военной инфраструктуры в арктическом регионе.

 

 Справка

Длина СМП колеблется от 2,2 до 3 тысяч морских миль в зависимости от ледовых условий и мощностей флота. Главное преимущество – возможность значительно сократить путь из Северной и Западной Европы в Восточную Азию и обратно. К примеру, маршрут от Роттердама до Йокогамы через Суэцкий канал составляет 11 400 морских миль, а через СМП – всего 6 600. По расчетам, в летний период затраты на транспортировку по СМП снижаются приблизительно на 30-35% по сравнению со стоимостью доставки через Суэцкий канал.

Говоря проще, Севморпуть — это российская национальная транспортная магистраль, несмотря на желание ряда структур и организаций сделать ее международной. Вполне очевидно, что на такой шаг Россия не пойдет, тем более что официально РФ не планирует брать за транзит деньги, а в перспективе в рамках платных услуг готова обеспечить сопровождение торговых караванов атомными ледоколами, а также заправку кораблей и их ремонт в портах на маршруте. 

В добыче арктических богатств путь сыграет колоссальную роль - по предварительным оценкам экспертов, запасы топливных ресурсов на одном только российском шельфе Северного Ледовитого океана составляют около 100 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. В частности, после создания на Ямале нескольких заводов по сжижению газа оттуда планируется вывозить примерно 65 млн тонн этого сырья. 

 

Абсолютное лидерство

 

Главная причина, ставящая крест на любых попытках других стран мира утвердиться в арктическом регионе, это их полная неспособность конкурировать с российским ледокольным флотом – самым большим и мощным из ныне существующих.

Новый атомный ледокол ЛК-60 проекта 22220 будет самым большим и мощным ледоколом в мире.

Длина - 173,3 м

Длина по КВЛ - 160 м

Ширина - 34 м

Ширина по КВЛ - 33 м

Высота борта на миделе до ВП - 15,2 м

Осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м

Минимальная рабочая осадка - 8,55 м

Водоизмещение - 33,54 тыс. тонн

Назначенный срок службы - 40 лет

Экипаж универсального атомного ледокола - 75 человек

По своим техническим характеристикам универсальный атомный ледокол двухосадочный, то есть он способен работать как на трассах Северного морского пути, так и на реках Арктического региона, а также заменить действующие атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». За счет большей ширины (34 м), чем у действующих ледоколов (30 м), универсальный атомный ледокол будет способен в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн. Впервые будет построен ледокол способный преодолевать трехметровые льды. 
Новый атомоход будет отличаться от предыдущего поколения специальной балластной системой, которая позволит ему за определенное время менять осадку с максимальной на минимальную и обратно. Набирая воду в балластные емкости, атомоход будет "усаживаться" и увеличивать свою проходимость в тяжелых ледовых условиях. При подходе к устьям сибирских рек, где осадка судов должна быть не более 8,5 метра, судно будет сбрасывать балласт и всплывать. 
В составе ядерной энергетической установки используется новый тип интегральной реакторной установки «РИТМ-200», разработанной на нижегородском предприятии Росатома ОКБ им. Африкантова». Она будет еще более надежной, экономичной (перегрузка активной зоны понадобится раз в семь лет) и практически в два раза меньше по размерам, чем ныне существующие. 

На этом обновление ледокольной группы России не останавливается. В планах - постройка настоящего арктического монстра – 200-метровой длины и почти 40-метровой ширины, водоизмещением более 55,5 тыс. тонн мощность которого будет почти двукратно превосходить мощность действующего ледокола «50 лет Победы». Это проект ЛК-110Я. Именно он и должен будет превратить Севморпуть в торговый путь, действующий круглогодично, так как проектируется он с расчетом на работу во льдах около 3,5-3,6 м толщиной. Разработка реактора ведётся в упомянутом ОКБМ им. Африкантова.

По большому счету, у российских атомных ледоколов в Арктике большой конкуренции нет и сейчас, но если у нас появятся еще и новые корабли подобного типа с большей мощностью, то Россия сможет смело говорить о полной технической и технологической монополизации в этом регионе.

 Ника Бажанова