"Очевидно, что проект требует комплексной доработки и должен соответствовать той роли, которую может и должен играть Северный морской путь в судьбе Арктики и в целом, в конкурентных возможностях наше страны, - сказал он на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики. - Безусловно, развитие Севморпути это масштабная задача и если уж с чего надо начинать, то именно с тарифной политики и координации размещения заказов для грузоперевозчиков и государственных заказчиков, уменьшения так называемого "мертвого фрахта".

Вице-премьер РФ также призвал скорее завершить работу по уточнению положения прямых исходных линий вдоль побережья Арктики.

"В настоящее время, как вы знаете, действует перечень географический координат-точек, определяющих положение исходных линий, утвержденных еще Советом министров СССР, и он не соответствует современной физико-географической обстановке и конечно, коренным интересам РФ в Арктическом регионе, - сказал вице-премьер на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики. - Прошу Министерство обороны, которому председателем правительства РФ еще 1 марта 2013 было поручено в срок до четвертого квартала 2015 года подготовить соответствующий проект, проинформировать о ходе работ по уточнению положения исходных линий вдоль арктического побережья. Необходимо завершить эту работу".

Рогозин отметил, что для реализации в Арктической зоне РФ отобрано 145 проектов на общую сумму 4,8 трлн рублей.

"Госкомиссия поручила Минэкономразвития сформировать перечень проектов и обеспечить мониторинг их реализации", - сказал Рогозин. - По представленным МЭР материалам в перечень проектов вошли 145 проектов с общим объемом финансирования 4,87 трлн рублей, из них почти 4 трлн рублей - это внебюджетные источники".

Вице-премьер рассказал, что в число более перспективных проектов, имеющих межотраслевое значение, было включено 17 проектов. Общий объем их финансирования составляет около 2,8 трлн рублей. Он подчеркнул, что все они находятся в разной степени готовности к реализации. Тем не менее, по его словам, "они далеко не совсем бумажные".

Зампред правительства рассказал, что часть проектов обеспечена финансирование, но имеются проблемы административного и нормативно-правового характера, другая часть проектов необходимого финансирования не имеет и нужно искать инвесторов. Более того, часть проектов ждет государственного решения своей судьбы, потому как для их реализации необходимо привлечение иностранного инвестора.

"Все представленные проекты являются масштабными и системообразующими, они способны выступить в роли драйверов социальноо-экономического развития арктической зоны и они обладают значительным влиянием на развитие смежных отраслей всей инфраструктуры и социальной сферы", - заключил Рогозин.

Вице-премьер отметил, что призвал должным образом организовать работу по проекту создания железнодорожной магистрали "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал).

"Мы за этот проект ("Белкомур"), но надо работу организовать должным образом, а не какие-то разовые акции и мероприятия", - сказал он. "Надо создать пул интересантов и не кормить себя иллюзиями о добром дяде, который придет откуда-то из Китая или из какой-то другой страны", - заявил вице-премьер. "Добрых дядь у нас не бывает, дяди все у нас недобрые, считают каждый свою копейку и юань, доллары или евро", - подчеркнул он.

По мнению Рогозина, инвесторы только тогда придут в этот проект, когда поймут, что он им самим нужен. "Вот тогда они почувствуют в этом интерес", - добавил он.

Вице-премьер поручил Минпромторгу немедленно заняться анализом потенциальных возможностей промышленности Урала и Западной Сибири в этой связи.

"Что касается китайцев, мы в ближайшее время проведем с ними определенные консультации", сообщил вице-премьер. Он отметил, что глава Минтранса Максим Соколов будет встречаться со своим коллегой.

20 июня Рогозин проведет с вице-премьером Китая Ван Яном заседание комиссии по организации встречи глав правительств. В ближайшие месяцы планируется также российско-китайская встреча на высшем уровне.

Проект "Белкомур" или "Заполярный Транссиб" - планируемая железнодорожная магистраль, которая соединит регионы Сибири и Урала со стратегическими предприятиями Северо-Западного федерального округа РФ. Ее возможная протяженность - 1252 км, из которых примерно две трети - новое строительство, а остальное - существующие участки, требующие модернизации.

Интерес к проекту проявил Китай в контексте возможной связи с "Белкомуром" своих железнодорожных магистралей.