У российских военнослужащих может появиться свой омбудсмен. Член Общественной палаты (ОП) и вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб предложил президенту России Владимиру Путину создать институт уполномоченного по правам военнослужащих. Об этом пишут «Известия».

Военный омбудсмен существует во многих развитых странах. Например, в США, Германии и Франции. Учреждение такого институтов в разных странах было обусловлено рядом общих причин, среди которых особо выделяется потребность в усилении демократического контроля над администрированием, деятельностью и правовой ситуацией в ВС, а также - в создании эффективного механизма реагирования на жалобы и улучшения системы защиты прав военнослужащих. 

Развить институт военных омбудсменов также планируется в Грузии и Армении.  

Права военных

 

По мнению Гриба, в России специфика военной службы и особый статус препятствуют четкому соблюдению прав военнослужащих, поэтому им требуется свой защитник.

Как отмечает издание, в письме члена ОП к президенту говорится, что военный омбудсмен будет отставить интересы солдат в спорных вопросах, а также будет докладывать главе государства о реальном состоянии дел в армии и воинских частях. Помимо жалоб военнослужащих омбудсмен будет также разбирать обращения их семей, а также кадетов и курсантов военных училищ.

Наряду с этим создание и деятельность такого института при президенте позволит упрочить правовой и социальный статус военнослужащих и членов их семей, будет способствовать повышению престижа военных профессий и дальнейшему развитию Вооруженных сил РФ в правовом, социальном и организационном плане.

Кстати, на прошлой неделе в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2015» замминистра обороны РФ Цаликов Руслан заявил, что образ армии за последние годы, к счастью, изменился. «Образ российского военнослужащего - это лучшее, что есть в нашем обществе… Престиж армии растет», - сказал он.

В свою очередь первый заместитель гендиректора ВЦИОМ Абрамов Константин пояснил, что за последние годы существует выраженная динамика одобрения среди россиян армейского института. «В 2006 году образ российской армии одобряли лишь 32%, в этом году показатель значительно вырос. По состоянию на 2015 год, образ армии России одобрили 80% наших граждан, это пиковое значение по сравнению с прошлыми годами», -  заключил Абрамов.

Образ армии России одобряют 80% граждан РФ.

Следует отметить, что ранее в России уже был опыт учреждения должности военного омбудсмена, но только на уровне субъекта. В 1994–1996 годах уполномоченный по делам военнослужащих работал в Алтайском крае, отмечает газета. Однако его деятельность упиралась в проблемы субординации. Дело в том, что Вооруженные силы относятся к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов, поэтому региональные власти не обладали юрисдикцией проверять воинские части и опрашивать офицеров.

«Учитывая это, считаю, что в нашей стране этот институт обязательно должен быть при главе государства — Верховном главнокомандующем», - резюмировал Владислав Гриб.

Однако некоторые эксперты к данному предложению отнеслись довольно скептически.

Консультант-эксперт Общественной палаты РФ, генерал-майор запаса Владимир Богатырев:

Консультант-эксперт Общественной палаты РФ, генерал-майор запаса Владимир Богатырев: «Предложение члена ОП Владислава Гриба по введению должности защитника прав военнослужащего, безусловно, заслуживает рассмотрения. Однако практика по введению подобных демократических институтов показывает, что вопрос неоднозначный. Почему? Да потому что попытка по любому поводу, будь то: для боевой категории граждан, для бизнеса и других сфер деятельности, ввести обязательного уполномоченного по правам при президенте РФ в конце концов превращает всю эту систему в вертикальную, забюрократизированную структуру. При этом систем защиты прав военнослужащего у нас итак масса. Например, существует система военных профсоюзов, с которыми у Минобороны есть определенные договорные отношения. Также выстроена система взаимоотношений между Вооруженными силами и общественными организациями. А при министре обороны России Сергее Шойгу активно заработала система открытости армии, в том числе и через СМИ. Кроме того, действует мощная система прокуратуры, где только можно устанавливаются видеокамеры и т.д. Что еще нужно? Во взаимоотношениях командир-подчиненный все настолько задекларировано (уставами, законами, приказами, общественными комиссиями и т.д.), что введение должности военного омбудсмена может оказаться очередным пиар-ходом, пустышкой, которая ни к чему не приведет».

Алиса Ермакова