В рамках Международного экономического форума янтарной отрасли AmberForum-2018, который проходит в Светлогорске Калининградской области с 7 по 10 июня, состоялась специальная сессия «Янтарные события в мире и России». Московский центр урбанистики «Город» совместно с Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова представили ряд докладов о развитии и восприятии брендов Калининградской области. Всего на мероприятии собрались более 20 специалистов в области янтарного искусства и брендинга из разных регионов России и зарубежья. Открыл мероприятие министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак. 

В своем вступительном слове Андрей Ермак заявил, что, по его мнению, только Калининград может претендовать на звание янтарной столицы мира. Он рассказал о поручении президента России Владимира Путина провести популяризацию янтаря в ходе предстоящего Чемпионата мира по футболу и что сделано в этом направлении региональными властями.

Президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова Дмитрий Смирнов призвал сосредоточиться на развитии образования, чтобы преодолеть разрыв поколений в профессиональной среде. «На форуме говорилось, что лишь 30% добываемого янтаря обрабатывается в России, 70% идет на экспорт. Именно для того, чтобы у нас были профессиональные подготовленные кадры, и нужна система непрерывного специального образования. Ребенку нужно давать определяться с профессией гораздо раньше 11 класса. Это должно делаться за счет развитой сферы дополнительного специального образования», - заявил он.

Начальник отдела международных организаций и мероприятий  Управления международного сотрудничества Ростуризма Елена Хвостенкова подчеркнула, что территориально привязанные бренды – это важный нематериальный актив, выполняющий особую функцию – создание паблисисти регионов, формирование в сознании потребителей позитивных ощущений.

Тему поддержал сопредседатель Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков, который отметил, что янтарный бренд напрямую привязан к имиджу региона. «Варварская добыча янтаря на Украине, его массовые поставки существенно обвалили рынок. И сегодня мы не можем быть уверенны, что завтра такая ситуация не произойдет в других регионах. Поэтому так важно четко позиционировать калининградский янтарь. А для этого необходимо поработать над брендом региона. Мы рассматриваем брендинг как инструмент управления имиджем. Для начала необходимо понять каков сегодняшний имидж у региона в глазах его жителей и туристов, как его изменять и к чему стремиться».

Алексей Расходчиков

Председатель Калининградского филиала Международной академии детско-юношеского туризма Андрей Языкеев продемонстрировал результаты  исследования «Символы Калининградской области и туристические возможности региона », подготовленное совместно с Агентством социальных исследований «Столица».  Исследование проходило в шести городах Калининградской области, было опрошено 1200 респондентов в возрасте от 18 лет. Большинство жителей Калининградской области (77%) главным символом региона назвали янтарь. Следом за ним идет Балтийское море, - (39%). Третье и четвертое место в рейтинге занимают Куршская коса (37%) и Иммануил Кант (36%).

Андрей Языкеев

«Важным результатом исследования стало то что мы получили более 150 туристических объектов. При чем жители отметили как конкретные достопримечательности, так и популярные туристические места. На основе этих данных Академия туризма будет разрабатывать новые туристические маршруты и как отдельный проект мы планируем составить туристическую карту региона.

Шеф-редактор и координатор проектов российского новостного агрегатора «Медиаметрикс» Андрей Кашуба рассмотрел вопрос с точки зрения необходимости продвижения янтаря в качестве главного бренда Калининградской области. «Калининградский зоопарк набирает в интернете гораздо больше запросов, нежели янтарь. В поисковых системах интерес к янтарю стабильно падает, а к Калининграду, напротив, растет. Область обладает уникальными особенностями. У нас в стране множество регионов, которые очень хотят, но не могут ничего построить - нет возможностей. А здесь все есть, но страна об этом ничего не знает», - подчеркнул эксперт.

Андрей Кашуба

Участники круглого стола обсудили влияние китайского рынка как наиболее значительного для сбыта янтаря, в первую очередь, калининградского. Официальный представитель Китайской Международной Ассоциации по Связям с Общественностью в РФ Яна Рытникова заметила, что китайцы проявляют большой интерес к янтарю, но они не знают и даже не догадываются, что большинство натурального янтаря, продающегося в КНР, из России. «С их точки зрения он может быть, откуда-то с неба падает, но в принципе, конечно же, они уверены и хотели бы быть уверены, что янтарь приходит к ним из Европы. Европа для них – это знак качества. К сожалению, не Россия», - сообщила она.

Яна Рытникова

В ходе дискуссии была затронута и проблема контрафактного янтаря. Министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак заявил, что когда гости области покупают изделие из фальшивки, это, безусловно, удар по репутации региона. Хотя он не считает, что калининградский рынок заполнен  поддельным янтарем.

Специалист по проектной деятельности Калининградского областного дома народного творчества Людмила Высоцкая также признала, что проблема контрафакта существует, поскольку технологии позволяют выпускать искусственный продукт, трудно отличимый от натурального. В тоже время она не согласилась с утверждением, что янтарь сдает свои позиции как главный бренд Калининградской области. «Я считаю целесообразным сосредоточиться исключительно на янтаре. Это уникальный продукт региона, и все прочие узнаваемые символы области, такие как Танцующий лес, Куршская коса или Иммануил Кант также необходимо продвигать в связке с янтарем», - сказала она.