Проекты «Большой Париж» и «Большая Москва» имеют во многом схожие цели: децентрализация столиц, создание новых центров притяжения и комплексное развитие мегаполисов. Обмен опытом между крупнейшими столицами, апробация новейших подходов в проектировании и архитектуре, результаты реализации – эти темы стали основными в ходе дискуссии. И, надо отметить, что результаты участниками мероприятия были признаны впечатляющими.

Морис Леруа

Морис Леруа

Морис Леруа, экс-министр Франции по вопросам городской политики и Большого Парижа, советник вице-мэра Мэра Москвы по развитию проекта «Большая Москва», признался, что «Большой Париж» не успевает за темпами развития «Большой Москвы»: «Проблемы у наших городов похожи. Мы развиваем в Париже большое автоматизированное метро без машиниста, которым очень гордимся. Однако когда видим бурное развитие метро в Москве, такое количество новых станций, то понимаем, что не успеваем за такими темпами». Экс-министр подчеркнул, что впечатлен изменениями, которые произошли с Москвой за последние шесть лет, а также отметил, что «Большой Париж – Большая Москва» - это два взаимообогащающих проекта. 

Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин, начиная свое выступление,напомнил о важном историческом событии -  300лет назад, во времена Петра I, начались дружественные отношения России и Франции.

Владимир Жидкин

Владимир Жидкин

«За последние шесть лет накоплен серьезный опыт реализации мегапроектов, позволяющий обсудить результаты, тенденции и подходы к решению общих для двух столиц проблем. Одна из них – моноцентризм и перегруженность в действующих границах. Урбанистические мегапроекты призваны решить эти проблемы, дать импульс к экономическому росту и благоустройству территорий, развитию их экологической составляющей», - отметил Жидкин.

Чиновник основной задачей и вызовом при развитии новых территорий столицы обозначил создание уровня жизни в Новой Москве, не уступающего и даже превосходящего уровень жизни в старых границах столицы. И поделился интересными фактами: на совещании с московским департаментом образования было отмечено, что в одном из детских садов в ЦАО за год на 30% уменьшилось количество детей. Оказалось, что жители центрального округа приобретают недвижимость в Новой Москве и переезжают туда на постоянное местожительства – в более экологически благоприятные условия и со значительными свободными средствами, которые остаются из-за разницы стоимости квадратных метров. 

Так же были затронуты и другие немаловажные вопросы: развитие парков и прибрежных территорий, создание интеллектуальных рабочих мест и вывод производств за черту города.

 Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ  Кирилл Родин  отметил  высокую поддержку властей со стороны жителей присоединенных территорий - 71% считают, что Новая Москва меняется в лучшую сторону, а 60% положительно оценивают действия властей в области градостроительства, что дает большой кредит доверия, в том числе в вопросах экспериментальных проектов. Многие отмечают недостаточное количество досуговых мест и зон отдыха, но с точки зрения проживания с маленькими детьми большинство считают Новую Москву более привлекательной и удобной. Также респонденты отмечают недостаток транспортной инфраструктуры.

Этьен Гийо

Этьен Гийо

Проблемы развития транспортной инфраструктуры затронул и  гендиректор торгово-промышленной палаты Парижа и Парижского региона Этьен Гийо. Он рассказал, какие решения используются во французской столице:  «В Париже транспортная инфраструктура связывает районы, не проходя через центр. У нас есть кольцевая дорога, железнодорожное сообщение, однако железнодорожная транспортная система, с одной стороны,  не должна мешать парижанам, с другой стороны, не должна нарушать работу предприятий, которые зависят от железнодорожного сообщения. Решили задачу мы следующим образом: мы построили дополнительные кольцевые трассы и железную дорогу вокруг Парижа и сделали акцент на общественном транспорте. В этом плане стратегии развития Большой Москвы и Большого Парижа сильно совпадают».При этом Гийо подчеркнул и различия в развитии: в отличие от Франции, где транспорт развивается во всех направлениях сразу, Москва выбирает точечные расширения, к тому же Москва приросла территориями только в юго-западном направлении, Париж же расширялся равномерно.

Эммануэль Форест

Эммануэль Форест

Каким может быть общественный транспорт в Большом Париже, рассказал исполнительный вице-президент, генеральный директор Bouygues-Европа Эммануэль Форест. Он акцентировал внимание, что ему очень понравился опыт московской МЦК: « Когда мы проектировали города-спутники Парижа, мы не хотели, чтобы они стали спальными районами, и нам это удалось. Чтобы решить вопрос доступности этих сателлитов, мы смотрим на опыт Москвы, на новый вид транспорта МЦК, вполне возможно, скоро и у нас такой появится – метрополь Большого Парижа. Мы уже предложили проекты 50 станций».

Впрочем, и Москва заимствует лучший опыт у французских коллег. Пример нового подхода к проектированию территорий – административно-деловой центр Коммунарка. О ходе реализации одного из ключевых объектов по развитию территорий рассказал директор по развитию АО «Мосинжпроект» Наиль Сайфуллин: «Проект АДЦ Коммунарка – один из крупнейших и передовых районов Новой Москвы, который находится в зоне ответственности Департамента развития новых территорий и АО «Мосинжпроект». «Мосинжпроект» является основным партнером Правительства Москвы по всем инфраструктурным проектам, сегодня переходит в новую для себя стадию – в оператора развития новых территорий, где наша функция не будет ограничиваться только строительством объектов инфраструктуры, транспортно-пересадочных узлов и объектов улично-дорожной сети, мы будем формировать благоустроенное городской пространство. АДЦ Коммунарка – это 550 гектаров территории, здесь уже строится 4 станции метро, 2 ТПУ и социальные объекты, формируется новая среда, которая полностью будет отвечать потребностям жителей этой территории. Мы очень надеемся, что наше взаимодействие  с коллегами из Франции, которые уже предложили инновационные решения по опыту Большого Парижа, будет эффективным».

 
Наиль Сайфуллин

Генеральный директор ГК «А101» Сергей Качура уверен – Новая Москва будет городом нового формата:«Шесть лет назад Москва увеличилась в 2,4 раза. Если спросить, что было общего между объединенными территориями, то ответ будет – ничего. Ужасная транспортная инфраструктура, отсутствие инфраструктуры социальной и, как вишенка на торте, многие земли находились в частной собственности. Правительством Москвы совместно с областным руководством была разработана дорожная карта и определены параметры будущих проектов: предельная высотность, предельная плотность населения, требования к экстерьеру наших девелоперских проектов, наличие общественных пространств. Стало очевидным, что требования Москвы были направлены на то, чтобы в Новой Москве создавалась городская среда нового типа».

Вице-президент Института градостроительного и системного проектирования Анна Курбатова заявила, что у Москвы с Большим Парижем общая атмосфера – атмосфера агломерации. И агломерации развиваются, в первую очередь, от территории: «Говоря о Новой Москве и специфике ее пространства, нужно сказать, что этот проект стал драйвером агломерационных процессов. Нашим институтом за последние пять лет было разработано около десятка различных проектов для Новой Москвы и более 50 проектов для Московской области. И практически на всех этих проектах мы всегда рассматривали Москву и область как пространственно-территориальную структуру, которая позволяет и одному, и другому субъекту Российской Федерации выходить за свои границы, за границы своего комфорта. Это важный аспект экономического развития».

Завершил дискуссиюсопредседатель МЦУ «Город» Алексей Расходчиков. Он отметил важность диалога на различных площадках: «У нас было два дня очень интересной дискуссии с коллегами из Франции о планах развития двух столиц, о том какие технологии формируют города и территории будущего. Для того, чтобы человек действительно встал в центре городских изменений, к сожалению, недостаточно только доброй воли. В процессах городского развития очень много заинтересованных сторон - крупный бизнес, банки, корпорации. Стейкхолдеры, конечно, обладают большими ресурсами, чем простые горожане, и голос горожанина, увы, слабо слышен во многих мегаполисах. Такие экспертные дискуссии помогают нам не только обмениваться опытом, но и формировать новые подходы к формированию действительно человеко-ориентированной городской среды. Предлагаю продолжить эту работу на площадке «Трианонского диалога», и в следующем году на международной выставке MIPIM».