Парламентские слушания на тему «Приватизация железных дорог в России и Германии (на примере ОАО «РЖД» и «Deutsche Bahn AG»): цели, подходы, результаты и перспективы», которые провел комитет Госдумы по собственности, порождали серьезные опасения. Неужто российское руководство собирается отдать в частные руки железные дороги? Ведь просто так думские слушания не проводятся.

По итогам слушаний нарисовалась такая картина. Приватизация РЖД, скорее всего, произойдет. Но очень маленькая. Но неизвестно когда и уж точно не в ближайшее время. И вообще, никакая это на самом деле не приватизация.

Предусматривается возможность приватизации 5 (пяти!) процентов находящихся в федеральной собственности акций ОАО РЖД.

В Госдуме на рассмотрении действительно находится проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». В этом документе предусматривается возможность приватизации 5 – ПЯТИ! – процентов находящихся в федеральной собственности акций ОАО РЖД. 

Впрочем, от возможности до осуществления – дистанция огромного размера. Все участники парламентских слушаний, и депутаты, и правительственные чиновники, и аудитор Счетной палаты, и представитель Следственного комитета дружно рекомендовали подождать и не спешить с принятием вышеуказанного закона.

Общая позиция была примерно такая: пять процентов акции ничего не решают, ничем не помогут, однако в случае их продажи могут привести к различным проблемам и затруднениям. Одно дело – стопроцентно государственное акционерной общество. И совсем другое – ОАО, в котором «завелись» миноритарии.

 Депутат Госдумы Валерий Селезнев

Профессиональный экономист, много лет тесно связанный с РЖД, рассказал, что там с трудом и неохотой, исключительно по доброй воле высших руководителей, идут на осуществление социальных программ и предоставление льгот.  "Им нужны только прибыль и дивиденды, и никакие социальные обязательства их не интересуют".

Депутат Госдумы Валерий Селезнев, профессиональный экономист, много лет тесно связанный с РЖД, рассказал, что там и так с трудом и неохотой, исключительно по доброй воле высших руководителей, идут на осуществление социальных программ и предоставление льгот. В случае же появления хотя небольшого числа миноритарных акционеров и этого не будет: им нужны только прибыль и дивиденды, и никакие социальные обязательства их не интересуют.

Кроме того, от продажи этих несчастных пяти процентов не будет никакой пользы самому ОАО РЖД. По закону, вырученные деньги идут прямо в бюджет, а не самому ведомству-продавцу. Наконец, продать этот крохотный пакет акций в любом случае планируется не на вольном рынке, а специально отобранным окологосударственным структурам.

Без этой частной приватизации можно преспокойно обойтись – решили участники слушаний и из законодательной, и из исполнительной власти. Тем более, что Министерство обороны категорически, так как опасается, что продажа акций создаст помехи в мобилизационных планах. Ведь железные дороги – во всех смыслах этого слова важнейший стратегический объект.

Что же касается зарубежного опыта приватизации железных дорог, то он – негативный. В рекомендациях, выраболтанных по итогам слушаний в Госдуме прямо сказано:

«На сегодняшний день мировая экономика не знает успешного опыта приватизации железнодорожных компаний государственного значения. Так, опыт Великобритании закончился полным упадком в железнодорожной отрасли и ренационализацией инфраструктурной компании, которая по сей день полностью зависит от дотаций государства.

В Германии процесс подготовки к приватизации растянулся уже на многие годы и десятилетия, и пока самой сделки так и не произошло. При этом германское правительство отказалось от плана приватизировать железнодорожную инфраструктуру, понимая все риски, связанные с такой сделкой»

После этого не имеет никакого смысла России вставать на эту скользкую дорожку, или, если пользоваться железнодорожной терминологией, на этот ненадежный одноколейный путь.

 

Николай Троицкий