Современная модель промышленного развития Китая представляет синтез опыта индустриализации, как Запада, так и Востока. Сегодня в КНР мы наблюдаем переход на качественно новый уровень взаимодействия государства и частного капитала.

4 этапа эволюции частной собственности

Денис Журенков

Денис Журенков,

Автор материала. В.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

Сегодня всеми признается, что в КНР создана эффективно регулируемая государством социально-ориентированная рыночная экономика, адаптированная к национальному менталитету.

Особый интерес представляют этапы эволюции отношений частной собственности в экономике Китая.

Конец 1940-х – середина 1950-х годов – период «новой демократии»: государство как «регулятор отношений между трудом и капиталом» в условиях смешанной экономики и приоритетной поддержки формирующегося госсектора.

Середина 1950-х – конец 1970-х годов – период административно-командной экономики по-китайски: попытка установления тотального доминирования государства в социально-

Сегодня всеми признается, что в КНР создана эффективно регулируемая государством социально-ориентированная рыночная экономика, адаптированная к национальному менталитету.

экономических отношениях.

Конец 1970-х – начало 2000-х годов – период перехода к рыночной экономике: государство как стимулятор максимизации темпов экономического роста; директивно-индикативное планирование в госсекторе как «основа», направляющее планирование развития частного сектора как «дополнение».

Текущий этап: 2000-е – 2010-е годы – становление относительно нормативной и социально-ориентированной рыночной экономики: государство как стимулятор и гарант сбалансированного («гармоничного») развития экономики и общества в условиях глобализации.

Фактически, современный реформенный период определяется институализацией рыночных отношений как отношений долговременного сосуществования частной и общественной собственности.

Гармоничное развитие экономики и общества

В России до недавнего времени имело место достаточно идеологизированное восприятие рыночных преобразований в Китае и роли в них государства.

Сегодня лидеры материкового Китая считаются «практиками» в проведении реформаторской политики. Однако, за их практичностью лежит теоретическая схема экономической теории, основанная на комбинации из марксистского, советского, кейнсианского подходов и принципов конкурентного рынка.

Взгляды китайской элиты наглядно проявились в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Китая до 2030 года

Взгляды китайской элиты наглядно проявились в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Китая до 2030 года (China 2030. Building a Modern, Harmonious, and Creative Society).

Доклад Китай-2030 являлся совместной разработкой специалистов Комитета по развитию и реформе Госсовета КНР и экспертов Всемирного банка. Согласно прогнозу, главная цель – строительство в Китае к 2030 году «современного, гармоничного и созидательного высокодоходного общества».

Правительством КНР определено 5 приоритетов развития общества.

Первый: улучшение качества экономического роста при продолжении роста доходов населения.

Второй: достижение сбалансированного и устойчивого роста, совместимого с реалиями рыночной экономики.

Третий: усиление инноваций и креативности.

Четвертый: полное раскрытие человеческого потенциала Китая (включая индивидуальный потенциал личности, мелкого и среднего бизнеса);

Пятый: повышение роли рынка, власти закона, общественных ценностей и высоких моральных стандартов.

Кроме того, Докладом-2030 провозглашена ориентация общества на гармоничное развитие за счет сокращения разрыва в доходах различных социальных групп населения, жителей города и села, представителей различных регионов страны. А также обеспечение относительно высокого уровня социальной защиты населения.

Особенно интересно, что в качестве важнейшей составляющей общественного развития элитой

в качестве важнейшей составляющей общественного развития элитой КНР рассматривается объединение общества конструктивной национальной идеей «возрождения былого величия Китая».

КНР рассматривается объединение общества конструктивной национальной идеей «возрождения былого величия Китая». Например, превращения страны из «региональной державы с глобальным влиянием» в «глобальную державу».

Современная модель госрегулирования экономики

Для современной китайской модели госрегулирования экономики характерно сохранение сильной роли государства в общественном развитии, реализуемой в условиях рыночной экономики и монополия государства в принятии решений в стратегически важных отраслях.

Сегодня в КНР имеет место сочетание мер прямого и косвенного рыночного воздействия на экономику, варьируемых по секторам (государственный, частный, смешанный) и в зависимости от экономической конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков.

Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика рассматриваются в качестве приоритетных методов рыночного регулирования экономики, контролируемая либерализация цен, предотвращение их существенных колебаний.

Что особенно важно – происходят попытки снять противоречия между планом и рынком

Происходят попытки снять противоречия между планом и рынком посредством перехода от директивного планирования к преимущественно индикативному

посредством перехода от директивного планирования к преимущественно индикативному, развитие национальной инновационной системы за счет стимулирования «собственных инноваций» китайских предприятий.

В приоритете внимание к госрегулированию в сфере внешнеэкономической открытости (привлечение иностранного капитала и технологий, транснационализация китайских компаний в рамках современной политики «выхода за рубеж»).

Поиск баланса в развитии экономики и общества

Согласно исследованиям МГИМО, наиболее общей рекомендацией китайских ученых в адрес правительства страны состоит в констатации необходимости ускорения перехода экономики КНР от преимущественно экстенсивного роста, основанного на низкой стоимости и высоких затратах ресурсов, к более интенсивной и сбалансированной модели развития, основанной на повышении совокупной производительности всех факторов производства (total factors productivity).

Предлагаемые китайскими экономистами конкретные меры по сбалансированию национальной экономики, заключаются в следующем.

Во-первых, это расширение потребления и постепенное повышение его качественного уровня, поощрение уменьшения склонности населения к сбережению и соответствующее постепенное сокращение общего уровня инвестиций.

Во-вторых, поддержка умеренного роста экспорта с дальнейшим повышением его технологичности, постепенная ликвидация дисбаланса в распределении доходов – через повышение дохода в сельской местности и в основной массе недостаточно платежеспособного населения городов.

В-третьих, контроль за соотношением долей чистой прибыли и налогов в валовых доходах предприятий, дальнейшее повышение заработной платы.

Перечисленные задачи соответствует задачам утверждения в массовом сознании и реализации на практике в Китае новой национальной модели устойчивого гармоничного развития экономики и общества, переводу экономики на постиндустриальный путь развития.

Автор: Денис Журенков