В настоящее время РЖД совместно с Минобороны РФ и рядом заинтересованных предприятий ОПК, связанных с ракетостроением, активно работает над воссозданием боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) «Баргузин». Планы у РЖД грандиозные -  необходимо реализовать замену в сети железных дорог деревянных шпал на железобетонные, поскольку только по бетонным шпалам смогут передвигаться новые БЖРК. В целом же более половины сетей РЖД в России оборудованы деревянными шпалами, срок которых не более 20-30 лет. Понятно, что они не могут выдержать вес БЖРК, который, к слову, составляет более 150 тонн.

По данным ТАСС, этап разработки конструкторской документации для «Баргузина» завершится в середине 2016  года. Между тем реализация  названного проекта – удовольствие не из дешевых. Для воплощения его в жизнь нужны ресурсы.

 

Советские «Молодцы»

 

Первые БЖРК были созданы в СССР в начале 80-х годов. В советские времена, когда Россия готовила комплекс «Молодец», на Урале и в Центральной России, а также в некоторых регионах Сибири в интенсивном порядке были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна.

В частности,  были уложены более тяжелые рельсы, выполнены работы по укреплению насыпей более плотной щебенкой. Стоимость этого проекта таки и осталось секретной. Но, как отмечает «НГ», удалось модернизировать железнодорожное полотно только в радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК.

В 2005 году советский БЖРК был снят с вооружения. Почему? Да просто-напросто американцы, мягко говоря, попросили Россию отказаться от такого «мощного» вида вооружения. По словам военных экспертов, США боялись БЖРК, как огня, поэтому вынудили РФ снять его с вооружения.

Согласно документу СНВ-2, все РТ-23 УТТХ подлежали уничтожению. Примечательно, что само соглашение ратифицировано не было. Позже, когда США в одностороннем порядке вышла из договора по ПРО,  Россия все-таки заявила о неактуальности данного соглашения, а уничтожение ряда уникальных стратегических вооружений и БЖРК было приостановлено. Отметим, что новый договор СНВ-3 не запрещает создание новых ракетных комплексов, в том числе и БЖРК.

«Молодцы» составляли основу группировки ответного удара. Они умели быть «невидимыми» в глазах противника, поскольку они не отличались от обычных составов. На железных дорогах СССР и России такой состав имел условное обозначение «поезд номер ноль».

 

Оружие неминуемого возмездия

 

Таких поездов в СССР было около двенадцати. Боевые блоки размещались под Костромой, Пермью и в Красноярском крае.

Ракетные поезда ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Когда состав останавливался, крыша вагона откидывалась, а из рефрижератора вылетал «молодец» весом 104,5 тонны. Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23УТТХ могла забрасывать 10 боевых блоков мощностью 430 тыс. тонн каждая на дальность 10 100 км.

 

 СПРАВКА

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

  Алиса Ермакова