В качестве основной причины стоит выделить неправильный подход к вопросам производительности. В нашей стране традиционно считается, что высокие показатели производительности в промышленности обеспечиваются современными автоматизированными линиями. Отчасти это так. Но в бережливом производстве действует принцип «Инновации прежде инвестиций». На любом, даже самом старом предприятии, станки на котором эксплуатируются уже несколько десятков лет, всегда есть место для улучшений, которые помогут повысить показатели производительности труда. В первую очередь, это сокращение всевозможных потерь – времени, лишних передвижений и пр. Когда мы только начинали на наших заводах внедрять инструменты бережливого производства, мы ходили по цехам с секундомером и детально просчитывали и прописывали карты потоков создания ценности, рисовали «диаграммы спагетти», которые показывают излишние движения продукции по цехам, и планомерно работали над сокращением потерь. В качестве примера мы часто приводим ситуацию, когда прорубка в стене нового выезда для погрузчика, позволила нам сократить ежегодные затраты на несколько десятков миллионов рублей. Именно с таких малых шагов целесообразно начинать работу над повышением производительности труда. Но эти малые шаги способны постепенно привести к кардинальному изменению ситуации. И здесь важно, чтобы представители органов власти, эксперты рынка эту информацию до бизнесменов доносили.

Сергей Колесников

Сергей Колесников

Член координационного совета «Деловой России», президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ».

Второй причиной является незаинтересованность как руководителей, так и сотрудников в повышении производительности труда. У руководителей часто это связано просто с нехваткой знаний и понимания сути вопроса. У сотрудников – с неграмотно выстроенной системой мотивации в компании. Многие топ-менеджеры компаний часто считают, что их роль заключается исключительно в постановке задач подчинённым. Без вовлечённости руководителей изменить подходы к производительности труда среди сотрудников невозможно. Это требует ежедневных усилий всего топ-менеджмента, постоянного контроля и изменения в целом корпоративной философии. В то же время сотрудникам не будет интересна работа над повышением производительности труда, если они не будут видеть в этом перспектив для себя. И здесь важна грамотно выстроенная система как материальной, так и нематериальной мотивации, внедрение интересной для сотрудников системы работы с рационализаторскими предложениями.

Третьей причиной, которая носит глобальный характер и влияет на многие аспекты российской экономики, является нестабильность нормативной базы. Из-за постоянно меняющегося законодательства в отечественном бизнесе часто просто отсутствуют долгосрочные стратегии развития. Это негативно влияет и на инвестиционный климат, в итоге деньги не вкладываются не то что в глобальную модернизацию, но даже и в просто необходимые минимальные преобразования.

В-четвертых, на отсутствие роста производительности труда влияют дорогие кредитные ресурсы. Осуществлять инвестиции, особенно долгосрочные, сегодня можно только при высокой маржинальности бизнеса, чего нет в большинстве отраслей промышленности.

Есть ли в итоге шанс, что ситуация с производительностью труда изменится? В первую очередь, требуется создание структур, которые будут способствовать распространению информации об инструментах повышения производительности труда, лучших примерах в международной и особенно российской практике. На данный момент специализированные деловые форумы на эту тему проводятся частными компаниями, а экскурсии по производствам-лидерам организовывает и проводит учебный центр японской компании Toyota. Отдельно стоит отметить усилия журнала «Эксперт», сотрудники которого проводят вебинары для бизнесменов в том числе по вопросам производительности труда с приглашением экспертов-практиков. Но всё это отдельные, разовые мероприятия, которые не могут привести к кардинальному улучшению ситуации. Весной этого года президент РФ предложил сформировать специализированный центр компетенций, до конца 2017 года он должен быть создан на федеральном уровне. Но при этом мы пока не видим никакого взаимодействия с бизнесом по этим вопросам.

Важной мерой может стать субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техническое переоснащение промышленных производств. Об этом много говорится, отдельные программы разрабатываются на уровне регионов, но в целом заёмные средства остаются недоступными для многих промышленных предприятий. В частности, даже такая крупная компания, как «ТехноНИКОЛЬ», использует кредиты для пополнения оборотных средств, но не для модернизации производства.

И в заключение необходимо обязательно упомянуть крайне важную и простую в исполнении меру – обеспечение стабильности нормативной базы. Для этого не нужно ничего дополнительно делать, нужно просто перестать принимать новые и вносить правки в уже существующие законы. Это поможет улучшить ситуацию и с производительностью труда, и в целом повысить привлекательность российской экономики для инвесторов.

Сергей Колесников