Высшее образование – это не только путевка в жизнь, но и первый этаж социального лифта, подняться на который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, имеет право каждый гражданин. Но так ли доступно высшее образование, как кажется на первый взгляд? Соответствует ли его качество предъявляемым к нему требованиям? И какова общая ситуация с образованием в условиях экономической, политической и социальной ситуации в России? На эти вопросы постарались ответить участники очередного Гайдаровского форума.

По мнению экспертов, человек за всю свою жизнь в среднем меняет восемь рабочих мест. Должен ли человек работать только по своей специальности? Эксперты форума склоняются к отрицательному ответу. По их мнению, тех, кто успешно работает по специальности, единицы. Конечно, с одной стороны, можно понять позицию экспертов, ведь нельзя человека лишить права выбора, но, с другой, зачем тогда вообще учиться? Другие эксперты отмечают, что проблема выбора будущего места работы не главное, куда важнее проблема качества высшего профессионального образования.

Про доступность и качество

 

С доступностью образования на территории РФ серьезных проблем нет, заявил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов. «Свыше 50% выпускников школ имеют реальные шансы поступить на бюджетные места. Я скажу, что проблема не в недоступности образования, а в его качестве», - отметил замминистра.

В свою очередь ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов пояснил, что качественное образование - это грамотное распределение конкуренции.

Отвечая на вопрос, можно ли экономить на высшем образовании, он ответил, что сдвиг возможен. «Нам нужен образовательный кредит <…>. Также на 20-30% можно сэкономить на модульном образовании», - сказал Кузьминов.

Что можно сделать, чтобы улучшить качество образования?

 

Некоторые участники форума отметили, что важно воспитывать критическое мышление. Также можно предоставлять некоторые скидки на платное образование. А высшее образование, безусловно, должно увеличить свое финансирование.

По мнению Кузьминова, эту проблему можно решить, если начать выпускать специалистов из магистратуры, ведь когда инженеров выпускает бакалавриат - это неправильно.

В свою очередь директор АНО «Корпоративный университет Сбербанка» Валерий Катькало пояснил, чтобы улучшить качество образования необходимо обеспечить наращивание массированных инвестиций ведущих университетов, в том числе в систему университетского менеджмента.

Между тем председатель Совета директоров компании «Каскол» Сергей Недорослев отметил, что качество образования зависит от строгости отбора в тот или иной ВУЗ. При этом он предложил взять и рассмотреть в технических ВУЗах всю инвестиционную программу.

Подводя итоги, отметим, что в ходе дискуссии некоторые участники разошлись во мнениях. Так, одни из них считают, что надо смириться с сокращением финансирования в сфере образования, а другие считают, что надо дать больше денег, но при этом сохранить ситуацию. Получается, что как ни крути, но качество напрямую зависит от вложенных туда денег. В наше время многие области, начиная от образования и заканчивая оборонно-промышленным комплексом, нуждаются в финансировании. Можно ждать и верить, что денег дадут ровно столько, сколько нужно, а можно начать искать дополнительные инвестиции, делать те или иные области наиболее привлекательными для инвесторов. Ведь не стоит забывать хорошую поговорку: Под лежащий камень и вода не течет.

Алиса Ермакова