Заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор Георгий Шибанов продолжает тему повышения эффективности и качества отечественного образования. В этот раз он высказывает свое мнение относительно статьи руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С. Кравцова «Указайки больше не будет» (журнал «Огонек» №35-2014 г.).

- C момента создания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сменилось уже несколько ее руководителей, и Георгий Шибанов. Фото авторакаждый из них считал своим долгом оставить свой неповторимый след в деле совершенствования образования. Например, В. Болотов – по линии подготовки кадров высшей научной квалификации и реформирования высшей школы; Ф. Шахмалов углубил эти реформы на столько, что был арестован и отбывает теперь наказание за себя и В. Болотова.

Назначенный в августе 2013 г. новый руководитель этой службы С. Кравцов решил полностью посвятить свою деятельность совершенствованию образовательного процесса в средней школе. Он понял, по-видимому, что вопросы реформирования процесса подготовки кадров высшей научной квалификации и высшей школы ему лучше не затрагивать, поскольку здесь реформы развала надежно прикрываются министром Д. Ливановым и бывшими министрами Минобрнауки РФ А. Фурсенко и В. Филипповым.

Наверное, С. Кравцов прав, поскольку в отрицательном плане добавить к тому, что делают министр и бывшие министры вроде бы нечего. Как человек, окончивший педагогический ВУЗ, он решил сосредоточить свое внимание на совершенствовании ЕГЭ, поскольку отменять его никто в правительстве не собирается, несмотря на то, что большинство населения и руководители крупнейших ВУЗов страны относятся к нему негативно.

Чтобы изменить отношение к ЕГЭ и населения и ректоров ВУЗов в лучшую сторону со стороны С. Кравцова проводятся некоторые полезные операции. Об этом он достаточно подробно поведал в статье «Указайки больше не будет» (журнал «Огонек» №35 от 8 сентября 2014 г.).

Фото flashvideo.rferl.orgОднако подавляющее большинство всех этих операций рассчитано на введение института федеральных наблюдателей, значительное увеличение количества онлайн-наблюдателей и федеральных инспекторов, т.е. на колоссальное увеличение штатных сотрудников-соглядатаев. При этом ничего не говорится о тех, кто олицетворяет собой методический аппарат совершенствования учебных программ и переподготовки учителей по базовым дисциплинам средней школы, в частности, по русскому языку и математике.

Если же учебные программы для школы по базовым дисциплинам не соответствуют полноценному продолжению образования в профильных ВУЗах, то любой самый эффективный контроль за процедурой сдачи ЕГЭ не даст ожидаемых результатов. Аналогичный результат дадут и планируемые С. Кравцовым «неожиданные проверки». По его заявлению «… в каждом регионе наши инструктора будут без предупреждения приезжать в пункты приема экзамена и смотреть, как там обстоят дела».

Такой методический прием окупает себя для выявления жуликов, воров и всякого рода мошенников в торговле и финансовой сфере. Но недоверие к честности учителей и других школьных работников может дать лишь обратный результат. Заявление же С. Кравцова о том, что «хорошие оценки по ЕГЭ получались, продавались и внешне все было гладко», а теперь при ужесточении контроля за процессом сдачи экзаменов будет все по другому, по меньшей мере вызывает сомнение.

Отдельные нововведения С. Кравцова в методическом плане можно только приветствовать. В частности, представляется полезнымФото mario.tomsk.fm введение сочинения, которое по выражению С.Кравцова, «будет служить допуском к сдаче госэкзамена». Данное нововведение пока предполагается провести в экспериментальном режиме. Можно согласиться и с разделением ЕГЭ по математике на два уровня: «базовый и профильный». «Профильный» для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, где математика будет одним из базовых предметов, а «базовый» - для гуманитариев, которым достаточно знать математику лишь в чисто бытовых целях: просчитать проценты, налоги, семейный доход и пр.

Наконец-то Рособрнадзор решил отказаться от части обязательного экзамена по русскому языку, где надо выбирать (угадывать) правильный вариант ответа из нескольких предложений. «Угадывание» устранено и на экзаменах по литературе и математике. По отдельным предметам планируется серьезное сокращение тестовых заданий. Целесообразность данных решений не вызывает сомнений.

Вместе с тем удивляет заявление С.Кравцова о том, что «нельзя полагаться только на школьную успеваемость». По-видимому, он полагает, что принципы рыночной экономики уже в полной мере просочились и в школьную среду, где за соответствующую мзду школьник может получить любую оценку. Посему в этом году, по словам С. Кравцова, «Мы начинаем проект, «Родительское оценивание». Под этим проектом разумеется то, что «на сайте Рособрнадзора будут размещены специально подобранные задания по всем предметам для всех классов».

Фото pics.rbcdaily.ruВ этом случае, как полагает С. Кравцов, родители смогут устроить домашнюю контрольную – проверить, действительно ли ребенок знает школьную программу или нет. Т.е. с помощью Интернета Рособрнадзор желает подключить к выполнению своих функций и родителей. А чтобы не тратиться на выпуск учебников предлагается обучение школьников проводить с использованием электронных учебников и того же Интернета. Так, в «Российской газете» от 12 сентября 2014 г. Т. Алексеева сообщает радостную весть о том, что уже в шести школах начали дети учиться по электронным учебникам в рамках так называемых «пилотных проектов».

К сожалению все эти «прогрессивные» проекты не учитывают вредного влияния на организм ребенка и, особенно на его глаза и психическую сферу электромагнитных излучений от планшетов и ноутбуков. А их мощность такова, что глаза должны быть удалены от экранов на расстояние не менее 75 см. На практике же это не выполнимо – дети приближают лицо к экрану на расстояние до 30-40 см, а то и меньше.

Похоже, что электронные учебники, Интернет и отсылки школьников и их родителей к сайту Рособрнадзора по всем вопросам преследуют лишь одну цель – экономию средств на школьном образовании и уход чиновников от образования от проблем снабжения школ необходимой методической литературой и добротными учебниками. Но такой подход к образовательному процессу на худой конец может быть реализован на практике лишь в крупных городах.

А как быть с сельскими школами, которых, несмотря на существенное их сокращение за годы «перестройки и демократических Фото www.mn.ruреформ», осталось не меньше, чем в городах? Причем не мало таких школ в глубинке, в которых имеются лишь автономные агрегаты электроснабжения в виде генераторов с дизельным приводом, а Интернет, мобильники и прочие удобства цивилизации они могут представить себе только в мечтах или во сне.

Не пора ли чиновникам от образования прекратить поиски путей облегчения своего труда, а наладить по всей стране нормальный учебный процесс в школах по единой программе с выпуском и доставкой в каждую из школ методической литературы и бесплатных учебников, отпечатанных на добротном бумажном носителе. Только такие учебники могут стимулировать детей к потребности пользоваться книгой в дальнейшей жизни и непрерывному повышению своих знаний. Электронные же учебники и Интернет могут стимулировать у ребенка лишь желание непрерывно сидеть за телевизором и невольно наносить серьезный вред своему здоровью.

Благодаря удобству работы чиновников от образования страна получит подрастающее поколение неврастеников, подавляющее большинство которых уже с раннего возраста будет носить очки.

 

Георгий Шибанов