Вице-премьер Правительства РФ и спецпредставитель Президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин в минувшую среду посетил Тирасполь. Там он выступил на пленарном заседании Верховного совета непризнанной ПМР, где затронул важные вопросы помощи народу Приднестровья и взаимодействия с Россией.

Рогозин призвал местные власти активнее сотрудничать с российскими регионами, в частности, в области сельского хозяйства. В перспективе это позволит выстроить отношения в рамках российского госзаказа.

«В этом плане наличие у Приднестровья контактов всего с двумя субъектами Российской Федерации – Архангельской и Новосибирской областями – крайне недостаточно. Не хочу никого раздражать и дразнить, но у Гагаузии сегодня гораздо более глубокие отношения с российскими регионами», - заявил Рогозин.

Критика Рогозина понятна - Россия хочет давать Приднестровью не столько рыбу, сколько удочки: в рамках комиссий и консультаций различного уровня не раз обсуждались методы реанимации приднестровской экономики. И именно поэтому Россия, кроме прямой денежной помощи в виде доплат к пенсиям и прямых субсидий, вложилась еще и в инфраструктуру республики. Для того, чтобы российский форпост на Днестре российским и оставался, здесь должны жить люди, думающие и говорящие по-русски.

 

Между двух огней

 

С момента завершения острой фазы приднестровского конфликта прошло 25 лет, и сегодня его относят к разряду «замороженных». Однако, из-за разгоревшейся два года назад войны на Украине он явно стал оттаивать. Приднестровье не имеет общей границы с Россией и фактически зажато между Украиной и Молдавией. И соседи не преминули воспользоваться моментом, чтобы сделать Тирасполь более сговорчивым. Украина решила вопрос так, как решает последнее время все во внешней политике - радикально, и наглухо перекрыла границу, выставив блокпосты со снайперами, и даже выкопав несколько метров рва, который, по задумке, должен был окончательно отрезать от идущей в Европу Украины прорусское Приднестровье.

Молдавия действовала методами экономическими и политическими. Сначала ограничила экспорт приднестровских товаров и ввела европейские техрегламенты. А затем Кишинев выступил против присутствия российских миротворцев, которые находятся в Приднестровье с 1992 года, и предложил заменить их «международной гражданской миссией». Власти страны настаивают на выводе российского контингента и блокируют снабжение российских миротворцев.

В самом Приднестровье обстановку накаляет близость президентских выборов – противостояние правительства и оппозиционного ему Верховного совета впоследнее время приобретает все более острые формы.

Вся эта непростая ситуация требует особого отношения и особой политики со стороны Москвы. Это и было продемонстрировано российским вице-премьером.

«Россия свой статус гаранта мира на Днестре будет соблюдать безукоризненно. Россия готова к любому развитию обстановки в регионе. Надеемся, что никогда не дойдет до какого-то «жареного» момента», - сказал Рогозин.

 

Рука помощи и дружбы

 

В ходе своего выступления в Тирасполе Дмитрий Рогозин уделил особое внимание помощи со стороны России Приднестровью. Вице-премьер отметил важность создания перерабатывающих мощностей для плодоовощной и винодельческой промышленности, чтобы в Россию поставлялось не сырье, а уже готовая продукция. Это необходимо для строительства полноценных торгово-экономических отношений между Россией и ПМР. Первый шаг по дотации местного сельского хозяйства уже сделан - в этом месяце на восстановление оросительной системы Приднестровья будет выделено около 30 млн. рублей.

Особое внимание вице-премьер уделил гуманитарной программе, реализуемой в Приднестровье АНО «Евразийская интеграция». Старт проекта состоялся в мае 2013 года, ответственным за направление был назначен председатель партии «Родина» и депутат Госдумы РФ Алексей Журавлев. Эта программа масштабной гуманитарной помощи России по самым главным социальным направлениям республики стала самой крупной в регионе за все 25 лет существования непризнанной ПМР.

«В 2013 году нами запущен масштабный проект по линии АНО «Евразийская интеграция». Это строительство 12 социальных объектов площадью около 45 тысяч квадратных метров. Это пять детских садов, четыре больницы, две школы, здание медицинского факультета ПГУ. За счет средств неправительственной организации были также решены другие вопросы: ремонт ряда помещений университета, выделение транспортных средств, скорой помощи, троллейбусов. Помощь масштабная. Когда мы согласовывали, с чего начать, была нехватка детсадов, яслей, качественных школ. На фоне того, что происходило в Кишиневе, где на деньги ЕС было развернуто масштабное строительство тюрьмы, мы сочли необходимым строить не тюрьму, а ясли, садики и школы. Это имеет не только практическое, но и серьезное прагматичное значение. Если Россия вкладывается в школы, ясли и сады, значит, она убеждена в светлом, безопасном будущем детей в Приднестровье. То есть, мы это делаем абсолютно сознательно. Я стараюсь регулярно контролировать ход этих работ. Конечно, появились большие проблемы из-за резкого изменения курсовой разницы. Но, тем не менее, несмотря на отсутствие трудовых ресурсов (многие приднестровцы сейчас в других регионах работают), отсутствия техники, материалов, проект осуществляется более чем успешно. Мы обязательно подумаем с Верховным Советом над тем, на каких направлениях нашим коллегам из АНО «Евразийская интеграция» есть смысл в будущем сосредоточиться», - сказал вице-премьер.

В ходе встречи также поднимались вопросы подготовки кадров в регионе, выдачи российских паспортов и «укрепления русского мира» в регионе.

«Российские общественные организации, которые стремятся прийти в Приднестровье, понимают всю важность работы, которая здесь должна вестись по укреплению русского мира, неотъемлемой частью которого является для нас народ Приднестровья», - добавил Рогозин.

Подводя итог всему вышесказанному, можно понять, что работы в регионе много, но, как, выразился вице премьер, «Россия статус гаранта мира на Днестре будет соблюдать безукоризненно», и если Москва «вкладывает в строительство детсадов и школ, то она верит в светлое будущее Приднестровья».