Американская компания SpaceX впервые за всю историю освоения космоса смогла совершить посадку первой ступени ракеты-носителя. Достижение компании SpaceX, как надеются многие эксперты, может наконец-то дать существенный новый импульс развитию космонавтики. Теперь доставка грузов на околоземную орбиту может подешеветь в десятки раз. Означает ли это, что российские «Протоны» и «Союзы» останутся без работы?

 

Успешная посадка

 

Носитель Falcon 9 стартовал с мыса Канаверал во Флориде с 11 спутниками нового поколения на борту. В расчетное время многоразовая первая ступень отделилась от ракеты-носителя и впервые в истории успешно вернулась на Землю, совершив вертикальное приземление. Телевизионная трансляция запуска велась в прямом эфире.

«Успешное возвращение на Землю ракеты Falcon 9 компании Space X, безусловно, большое достижение. Но справедливости ради нужно отметить, что за месяц до этого события, 22 ноября 2015 года, примерно такую же посадку осуществила другая американская компания Blue Origin: после доставки на заданную высоту суборбитального корабля New Shepard одноступенчатая ракета опустилась на Землю в вертикальном положении», - – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» летчик-космонавт России, член-корреспондент РАН Юрий Батурин.

Эксперты отмечают положительный экологический эффект: становится не нужен специальный район падения для первой ступени ракеты-носителя, который занимает значительную площадь и где происходит катастрофическое разрушение конструкции с остатками ракетного топлива, с последующим загрязнением и ущербом для окружающей среды.

Многоразовое использование

 

Как сообщает ВЗГЛЯД, глава SpaceX Илон Маск сразу же заявил, что планирует перейти к многоразовому использованию ракет-носителей. И это, как обещают американские разработчики, позволит серьезно сократить стоимость запусков, от 10 до 30%.

Если стоимость запуска российского «Протона», способного доставить на низкую земную орбиту порядка 23 тонн, сейчас составляет 100–120 миллионов долларов.

Стоимость запуска «Фалькона-9» составляет в настоящее время порядка 60 миллионов долларов, включая затраты в 200 тыс. долларов на топливо. Если говорить о миссии к МКС, которая предполагает использование «Фалькона» в связке с кораблем «Дракон», то стоимость возрастает до 133 миллионов долларов.

Возвращаемая ступень, по данным газеты The Washington Post, стоит 54 миллиона. Отнимаем от 60 миллионов 54 и получаем шесть миллионов. Именно столько и не больше будет безвозвратно терять SpaceX на «Фальконе-9», если (а точнее – когда) данная ступень научится «интеллигентно» садиться для повторного использования. Таким образом, получается, что SpaceX может запросить с клиентов за запуск их полезной нагрузки на «Фальконе» всего шесть миллионов долларов, ибо остальные деньги, потраченные компанией на носитель, вернутся к ней в качестве первой ступени. 

Это может произвести настоящую революцию на мировом космическом рынке, ибо, по подсчетам Маска, стоимость доставки одного килограмма груза на низкую земную орбиту может упасть до 1100 долларов, что в среднем в 20 с лишним раз меньше, чем берут за аналогичную работу другие одноразовые носители. 

Таким образом, «Протоны», «Союзы», «Арианы», «Дельты», «Атласы», «Великие походы» и проч. могли бы остаться без работы, если не одно «но». При всей своей многоразовости «Фалькон-9» не сможет заменить, например, «Протон», ибо грузоподъемность у российского носителя на 10 тонн больше, чем у детища Маска. 

Впрочем, если речь не идет о каком-либо крупном космическом аппарате весом 20 тонн, то два «Фалькона-9» смогут вывести на орбиту 26 тонн за общую сумму 12 миллионов долларов, а один «Протон» – лишь 23 тонны за 100–120 миллионов. Получается, использовать два «Фалькона-9» неизмеримо выгоднее, чем один «Протон». 

 Марина Староверкина