К сожалению, приходится констатировать тот факт, что гибель российских журналистов на Украине стала носить систематический характер. Напомним, что 17 июня недалеко от Луганска съемочная группа ВГТРК попала под минометный обстрел у блокпоста. Погиб видеоинженер телекомпании Антон Волошин, спецкор Игорь Корнелюк скончался в больнице от полученных ранений. Ночью 30 июня рядом с воинской частью №1428, расположенной под городом Авдеевкой в 15 км от Донецка, погиб оператор Первого канала Анатолий Клян, получивший смертельное ранение в живот. Угроза жизни, цензура, постоянное давление со стороны украинских властей – ущемляет свободу слова и доступ к информации. Эти случаи лишний раз доказывают тот факт, что киевские власти препятствуют работе российских журналистов на Украине. Тем самым пресекаются попытки донести до мировой общественности правду о происходящем в Донбассе.

В Российской Федерации вопросы безопасности журналистов призван решать закон «О Средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ). Но как оказалось, обеспечить полную защиту журналистов, работающих в горячих точках, названный закон не может. В связи с этим депутаты решили внести в соответствующий закон ряд изменений.

18 сентября в Госдуме состоялось расширенное заседание Комитета ГД ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи «Работа журналистов в горячих точках: обеспечение безопасности и социальной защищенности», где участники встречи обсудили предложенные изменения.

Заседание Комитета началось с минуты молчания в память о погибших на Украине журналистах.

 

Меры защиты

 

Статью 47 Закона о СМИ предлагается дополнить пунктом, требующим от работадателя (редакции, главного редактора, издателя, вещателя или учредителя СМИ) заключения с ним трудового договора (гражданско-правового договора), гарантирующего журналисту необходимые и достаточные условия осуществления профессиональной деятельности, включая безопасные условия и охрану труда. А ст. 49 того же закона предлагается дополнить пунктом о необходимости обеспечить журналиста, работающего в зоне военных действий, средствами индивидуальной защиты, специальным снаряжением, опознавательным знаком «Пресса/Press» и международным «Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке». Наряду с этим журналист обязан будет пройти специальное обучение по техники безопасности и провести добровольную геномную регистрацию. При этом каждый журналист должен быть обеспечен договором дополнительного страхования, охватывающего случаи болезни, ранения, репатриации и гибели.

Законопроект разработан для гармонизации отношений между работодателем (редакция, главный редактор, издатель, вещатель или учредитель средств массовой информации) и работником (журналист, оператор, звукооператор, и др. сотрудники).

Как отметили участники встречи, названные изменения являются неким фундаментом для проведения дискуссий, а также дополнением к тем правилам, которые ранее были выработаны Содружеством журналистов.

По словам одного из авторов законопроекта, депутата Михаила Маркелова, в Закон о СМИ долгое время не вносилось никаких изменений. «Я рад, что у нас есть возможность обсудить данный законопроект не только с органами власти, но и непосредственно с журналистами. Информация и работа журналиста – это святое», - сказал он. Маркелов напомнил, что самым громких случаем убийства журналиста является случай, который произошел в Югославии. Это событие повергло общественность в состояние шока. После этой трагедии случалось многое: журналистов брали в плен, преследовали, избивали, обстреливали, это факт.

По мнению Маркелова, дополнительное страхование журналистов – это мировая практика. Во многих странах существует компенсационные выплаты, причем они не являются обременением для бюджета, пояснил он. Что касается отличительных знаков, значок «Пресса/Press» обязательно должен быть. В противном случае, отметил Маркелов, журналиста могут принять за боевика.

Автор документа также объяснил необходимость геномной регистрации журналиста. По его словам, проведение такой регистрации позволит в дальнейшим установить личность человека в случае его гибели. В заключении Маркелов отметил, что предложенные меры должны распространяться не только на журналистов, но и на всех сотрудников редакции (операторов, режиссеров, водителей и т.д.).

Своим мнением относительно предложенных поправок поделились журналисты, которым приходилось работать на территории Юго-Востока Украины.

Мнение журналистов

 

Журналист «Комсомольской правды» Александр Коц: «Все эти поправки безусловно нужные, я обеими руками выступаю за геномную регистрацию. Однако тут встает вопрос, а кто будет контролировать работодателя? Ведь в некоторых редакциях даже  нет комплектов защиты. Мне однажды приходилось отдать одному знакомому журналисту (имя не называется) свою каску, благо у меня их две».

Журналист LifeNews Марат Сайченко: «Если данные меры будут реализованы, то они помогут работе журналистов. Что касается индивидуальных средств защиты, тут есть небольшая трудность, которая связана с отсутствием рынка сбыта таких средств. Однажды к нам в редакцию приехал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, он раздал нам по пять бронежилетов, которые ребята с удовольствием носят, правда они не отличаются цветом от армейских. Для журналистов нужны бронежилеты другого цвета, например, синего. У нас есть четыре таких бронежилета, но приобрести нам их удалось только в Израиле. По поводу обучения – это обязательная мера, сюда же относится и обучение по оказанию первой медицинской помощи».

Наличие средств индивидуальной защиты, а также знание основ техники безопасности несомненно являются одним из критериев выживания журналистов в горячих точках. Подводя итоги заседания участники встречи сошлись во мнении о необходимости назначить по этому вопросу рабочую группу.

Алиса Ермакова