Обстановка на востоке Украины остается напряженной. За время так называемого «перемирия», объявленного нелегитимным президентом Украины Петром Порошенко, был убит еще один российский журналист — оператор «Первого канала» Анатолий Клян. В выпуске новостей «Первого канала» говорилось о том, что Кляну было 68 лет и погиб он от смертельного ранения в живот. Изначально о гибели оператора сообщили руководители Донецкой народной республики (ДНР). По их данным, в ходе вооруженного конфликта с украинскими военными к одной из воинских частей в Донецке на автобусе привезли матерей солдат, которые там служат, чтобы те уговорили военных сдаться. Сопровождали женщин российские журналисты — в том числе и Клян. При приближении автобуса к части откуда-то началась стрельба, в результате чего оператор «Первого канала» получил ранение и скончался.

 Убит при исполнении: Два российских журналиста погибли под Луганском

 

17 июня под Луганском произошла страшная трагедия/

К сожалению, это не первый случай гибели российских представителей прессы на Украине. В середине июня на востоке Украины в результате минометного обстрела погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Также под обстрел попадали журналисты телеканалов LifeNews, РЕН ТВ и «Мир 24».

Эти случаи лишний раз доказывают тот факт, что киевские власти препятствуют работе российских журналистов на Украине. Тем самым пресекаются попытки донести до мировой общественности правду о происходящем.

1 июля на совещании послов и постпредов РФ президент России Владимир Путин заявил, что на Украине идет целенаправленная работа по ликвидации представителей прессы.

Проблемы безопасности журналистов на Украине, необходимость и способы их защиты обсудили на пресс-конференции в среду правозащитники.

 

«Убит журналист – убито общественное мнение»

 

Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов рассказал, что журналистов, работающих в горячих точках, необходимо обеспечивать средствами индивидуальной защиты, предоставлять им страховку, а также обеспечивать их специальным удостоверением журналистов. Данные предложения должны лечь в основу законопроекта о защите журналистов, работающих в горячих точках. «Выступая на мероприятии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), я обратил внимание на то, что настало время вернуться к дополнительным протоколам Женевских конвенций, поскольку во втором протоколе отсутствует глава, касающаяся защиты прав журналистов, работающих в горячих точках. Но она должна там быть», - сказал Федотов. Кроме того, ОБСЕ должна принимать непосредственное участие в защите и расследовании преступлений, совершенных в отношении журналистов на Украине, считает он. По словам председателя, 5 мая Совет направил заявление в ОБСЕ с просьбой о сотрудничестве, призывом включить мониторинговую миссию, однако до сих пор надлежащего ответа так и не последовало.

 

«Мы, как правозащитники, хотим, чтобы на Украине настал мир»

 

 МИД России требует от Киева прекратить преследования журналистов

Украина должна, наконец, начать выполнять свои международные обязательства в сфере прав человека и верховенства закона.

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества по правам человека Максим Шевченко отметил, что на Украине идет полноценная гражданская война. «Мы, как правозащитники, хотим, чтобы на Украине настал мир», - сказал он, добавив, что на данный момент вести правозащитный мониторинг трудно. Дело в том, что общественность не знает, что является правдой, а что нет. В связи с этим затрудняются и дальнейшие меры реагирования на такие деяния. «Мы общаемся с различными представителями, которые сообщает нам о многих фактов, которые нуждаются в проверке. Так, например, неделю назад я разговаривал с одним человеком, который бежал от насильной мобилизации в нацгвардию Украины. Сам он луганчанин, а жил он в Киеве. Так вот, он бежал, поскольку не хотел убивать своих братьев. По ходу делу, он наткнулся на один из рвов или оврагов, в котором он обнаружил порядка 25-30 расстрелянных тел из обычных людей, которые лежали без одежды, а некоторые с отрезанными головами, это по его словам. Я не знаю, правда это или нет. Но именно совместная комиссия с ОБСЕ, если бы она была бы создана, позволила бы нам расследовать подобные сообщения. Нередко бывает так, что самые страшные слухи оказываются реальностью», - заключил член Совета.

В настоящее время достаточно сообщений о том, как на Украине люди выходят из под обстрела, как они подвергаются террору, насилию и запугиванию. «Некоторые люди пропали без вести. Кто-то говорит, что они содержатся в СБУ. Украинские власти могут не допускать к арестованным в течение недели ни адвокатов, ни правозащитников, ни даже врачей. Как мне рассказали журналисты LiveNews, их держали с мешками на голове, периодически запугивали», - рассказал Шевченко.

 

Где правда, а где ложь?

 

Член Совета по правам человека при президенте РФ Юров Андрей Юрьевич полностью поддержал своих коллег и добавил, что главная проблема заключается в том, что «мы не знаем правды, а это снижает эффективность нашей работы. Мы до сих пор не знаем, что было в Одессе». По его словам, не было проведено ни одного независимого международного расследования о ситуации на Украине.  Согласно Женевским процессам, ОБСЕ должна увеличить свою наблюдательную миссию и начать международное расследование, но она этого не делает. Также Юров сказал, что Совет не может оценить точное количество беженцев, кто-то говорит о десятках тысяч, а кто-то о сотнях. Эти данные, по мнению правозащитника, подлежат тщательной проверки. «В любом случае мы должны уважать право и опираться на него», - считает он.

 

«Две страны – одна профессия»

 

Между тем, 27 июня в Вене представители журналистских организаций России и Украины приняли совместный план действий, который, по сути, основан на подписанном 19 мая Меморандуме представителей российских и украинских журналистских организаций о ситуации на Украине и вокруг нее. План защиты репортеров, работающих в горячих точках, получил название «Две страны – одна профессия». Документ предполагает мониторинг нарушений прав журналистов в зоне проведения военных действий и оказание психологической помощи. Он был подписан в присутствии представителей Международной федерации журналистов, Европейской федерации журналистов, организации «Репортеры без границ» и Международного института прессы. «Мы будем открыто осуждать, в том числе совместно, убийства, насилие и угрозы насилием в отношении всех журналистов, выполняющих свои профессиональные обязанности, независимо от их гражданства, и требуем скорейшего расследования подобных преступлений», - следует из текста меморандума.

Что ж, остается надеяться, что до тех пор, пока у ОБСЕ закрыты глаза, этот план действий сделает работу журналистов безопаснее и позволит улучшить доступ к информации.

Алиса Ермакова