По предварительным подсчетом, только московские аэропорты потеряют порядка 5 млрд руб., а авиакомпании могут лишиться 8 млн пассажиров. При этом критическим фактором является то, что внутренние маршруты отрасль поддержать не смогут, и, по наиболее резким оценкам, в наступающем году пассажиропоток может упасть на 10%. Хуже всего то, что сами участники рынка не видят самостоятельных выходов из сложившегося кризиса и уповают на господдержку. В числе предложенных мер - дерегулирование тарифов и обнуление НДС на внутренних рейсах.

 

Пристегнуть ремни

 

Авиабизнес, после череды достаточно стремительных событий, окончательно пришел к новой структуре: спад пассажирооборота международных линий стабилизировался на уровне 11-13%, рост на внутренних — на 17-20%, пассажиропоток за десять месяцев почти не изменился — 80 млн человек, отмечают эксперты. Внутренние авиалинии убыточны – уже к середине года авиаперевозчики, по данным статистики, накопили убыток в 32 млрд руб., что никак не компенсируется полученной прибылью на международных — около 5 млрд руб.. Глава Минтранса Максим Соколов на днях уточнил, что консолидированный убыток авиакомпаний в первом полугодии вырос втрое, до 28 млрд руб.

Авиакомпании, летающие в Москву, уже просили у аэропортов возможности снижения существующих тарифов, в противном случае "их кратное увеличение" спровоцирует снижение спроса на авиаперевозки.

Проблемы «Трансаэро», ставшие одним из первых серьезных ударов, приобрели масштаб катастрофы, дополнившись закрытием египетского и турецкого туристических направлений. На фоне ухудшения экономической ситуации и резкого сокращения полетов на Украину, в Египет и Турцию отрасль может лишиться около 8 млн пассажиров. Серьезные потери понесут и аэропорты: по оценке замдиректора Домодедово Дениса Нуждина, совокупная доля трех направлений в столичном авиаузле составляет 20% (Турция — 10%, Египет — 8%, Украина — 2%), а потенциальные ежегодные потери аэропортов Москвы составят 4,7 млрд руб.

По прогнозам "Аэрофлота", мобильность населения до 2025 года будет минимальной — менее одной поездки в год на человека (в ЕС и США сейчас — в среднем 1,2-1,6 поездки). Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов также отметил, что в 2016 году спрос в лучшем случае сохранится на уровне 2015 года, но наиболее реалистичный прогноз — падение на 10%. Наибольшая проблема сейчас, по его мнению, излишние провозные емкости, "особенно в преддверии выхода на рынок 34 самолетов, ранее входивших в парк "Трансаэро"". Сейчас, добавил топ-менеджер, участники рынка "с ужасом обсуждают в кулуарах, что будет с чартерными перевозчиками", если их дальнемагистральный флот "вдруг начнет летать в Екатеринбург, Сочи или Новосибирск".

 

Спасение утопающих?

 

В целом, в качестве средств спасения гражданской авиации участники рынка предлагают, в частности, поиск альтернативных направлений – безусловно, компенсировать закрытие трех, к тому же весьма популярных у россиян, рынков с помощью внутренних направлений не получится при всем желании.

Тем не менее, замглавы Ростуризма Сергей Корнеев считает, что возможно выбрать "ключевые маршруты импортозамещения" с динамичным ценообразованием, которое учитывало бы финансовое положение потребителя. Не секрет, что в течение десятилетий туризм в России воспринимался почти исключительно как выездной, в этом направлении велась целенаправленная работа, в том числе и туроператорского сообщества. В одной только Москве работают десятки национальных туристических офисов различных стран, вкладывающих значительные суммы в собственное продвижение на российском рынке. Однако для того, чтобы вернуть туристов на российские курорты и маршруты, необходим качественный турпродукт внутри страны.

Аэропорты, тем временем, настаивают на дерегулировании их тарифов в Московском

По итогам девяти месяцев 2015 года долгосрочные обязательства ОАО "Аэропорт Внуково" составили 12,5 млрд руб., краткосрочные — 1,4 млрд руб.

авиаузле, однако авиакомпании предлагают заморозить это решение как минимум на год и просят снижения НДС на внутренних линиях с 10% до 0%. Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун сообщил, что за счет его снижения с 18% до 10% только в третьем квартале нагрузка на авиакомпании уже упала на 7,5 млрд руб.
Эксперты отмечают, что обнуление НДС – действительно единственное средство, на которое отрасль сейчас может всерьез рассчитывать. Впрочем, есть и негативный момент – обострившаяся конкурентность и высокая инфляция могут поглотить положительный эффект этой меры.

 Ника Бажанова