21 апреля правительство России внесло в Госдуму законопроект о введении в России с 1 января 2021 года единой электронной визы. Однако ряд представителей туристической отрасли тут же выступили с предложениями уже с 1 июня распространить действие электронной визы на Москву, Сочи и Казань, и стали упрекать правительство в медлительности с согласованием законопроекта. На фоне борьбы и нашей страны, и всего мира с распространением коронавируса, такие призывы и упреки в нерасторопности кажутся не просто странными, а безответственными.

 Напомним, что сейчас в экспериментальном порядке электронные визы действуют для посещения Дальнего Востока, Калининградской области и Санкт-Петербурга. Но до 1 мая оформление любых виз и въезд в Россию запрещены. Высока вероятность продления запрета.

 У нас любят ссылаться на передовой опыт других стран. Так вот, страны Европы уже сообщили, что даже после открытия границ они не рекомендуют своим гражданам отправляться в зарубежные поездки без необходимости. Отменяются крупные международные туристические события, запланированные не только на лето, но и на начало осени. Турецкие туристические сообщества ориентируют своих зарубежных партнеров на август-сентябрь как ближайшие возможные сроки возобновления въездного туризма в эту страну.

 В этой ситуации полагать, что возобновление въездного туристического потока в Россию возможно уже с 1 июня – чрезмерный оптимизм. Сложно представить, что кто-то из профессионалов российского туризма настолько оторван от реальности. Настоящей причиной подобных выступлений с несбыточными предложениями и демонстрации недовольства, очевидно, является создание информационного фона, стимулирующего правительство не отказываться от идеи внедрения единой электронной визы в 2021 году.

 Экономические жертвы, на которые Россия и практически все страны мира пошли ради сдерживания распространения коронавируса, могут оказаться напрасными в случае, если произойдет вторая неконтролируемая волна заражения. Поэтому сейчас крайне важно не совершить опрометчивых поспешных шагов.

 Действующий экспериментальный порядок оформления электронных виз в Россию очень прост. Практически мгновенная обработка визовых заявлений иностранцев на сайте МИД России и отсутствие каких-либо консульских формальностей в стране вылета перекладывают полную ответственность за допуск иностранца в Россию на авиакомпании и погранслужбу. А как мы убедились совсем недавно, сплошной санитарный контроль в аэропортах неэффективен, да и невозможен для «докоронавирусного» пассажиропотока. Как решать эту проблему – вопрос, который сейчас занимает туристических и транспортных регуляторов по всему миру, и пока все склоняются к ужесточению, а не к смягчению контроля по отношению к туристам.

 Кроме того, сама идея увеличения въездного турпотока от фактической отмены визового режима (что, в действительности, и представляет собой электронная виза) – довольно сомнительна.  Например, электронная виза в Санкт-Петербург была введена с 1 октября 2019 г. для граждан 53 стран, в том числе для всех европейских стран, кроме Великобритании. По официальным данным рост, иностранного турпотока в Санкт-Петербург за 2019 г. составил 10% по сравнению с 2018 годом, при этом в целом по стране рост составил 20,5%.

 На первых местах среди факторов, отпугивающих иностранных туристов от поездки в Россию, стоят отнюдь не визовые формальности, а сомнения в безопасности поездки и высокая стоимость авиабилетов. Поэтому электронная виза вовсе не обязательно приведет к повышению иностранного турпотока в Россию. Так зачем же представители туриндустрии так активно выступают за скорейшее введение и широкое распространение электронных виз? Кому выгодно?

Выгодно это, прежде всего, зарубежным турагентам-посредникам. Организованные интуристы и сейчас не ведают визовых проблем: поездки они планируют заранее, как минимум за несколько месяцев, а то и за год вперед, оформление визовых формальностей они поручают своему турагенту. В среднем расходы европейского туриста на российскую визу составляют около 100 евро. В зависимости от гражданства интуриста от 35 до 70 евро из них поступает в российский бюджет в виде консульских сборов. Сложно представить, что турагенты снизят финальную цену поездки для туриста на стоимость оформления визы. Скорее всего, эти деньги вместо пополнения российского бюджета пополнят банковские счета зарубежных посредников, продающих путевки в Россию.

 Так, ради выгоды иностранных турагентов Россию побуждают отказаться от виз со странами, которые, в свою очередь, только усложняют визовые формальности для российских граждан. Напомним, с сентября 2015 г. россияне для оформления шенгенской визы в обязательном порядке сдают биометрические данные. 2 февраля 2020 г. вступили в силу более строгие правила оформления шенгенских виз для россиян. В результате пандемии коронавируса некоторыми европейскими странами уже анонсирована возможность введения «иммунных паспортов» для соискателей виз.

 Но даже если оставить в стороне российскую национальную гордость, до которой иностранным турфирмам нет никакого дела, введение электронных виз сейчас является прямой угрозой здоровью и безопасности граждан России. Этого допускать нельзя!

Сопредседатель «Деловой России»  Антон Данилов-Данильян.