В Москве на Суворовской площади прошел митинг против незаконного слияния школ. Организатором митинга является профсоюз школы-интерната «Интеллектуал», которую вынуждают пойти на слияние с соседней гимназией №1588.
Цель акции — привлечение внимания к проблемам образования в Москве, в том числе к «незаконным слияниям школ» и проблемам финансирования школ для детей с особыми образовательными потребностями.
Под одну гребенку
У школы «Интеллектуал» сейчас сложная история. Это школа для одаренных детей, и там очень мало учеников в каждом классе (потому что «Интеллектуал» использует персональный подход). После очередной реформы образования, таких школ остаться практически не должно.
Финансирование «Интеллектуалу» сократили с 31 августа 2014 года с 300 до 63 тысяч рублей на ученика в год. В случае объединения интерната с соседней гимназией №1588 финансирование поднимут до общемосковского уровня — 112 тысяч рублей на ученика в год. Однако ни администрация обоих учебных заведений, ни школьники, ни их родители слияния не хотят.
При этом приказ о начале слияния 26 сентября подписал глава департамента образования города Москвы Исаак Калина. Из обращения работников школы «Интеллектуал», размещенного в Фейсбуке профсоюза школы, следует, что это было сделано без согласия Управляющего Совета, трудового коллектива и родительской общественности.
Ученики московской школы-интерната написали открытое письмо на имя президента России Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева, министра образования и науки Дмитрия Ливанова, мэра Москвы Сергея Собянина и депутатов Государственной думы РФ.
«Слияние для нашей школы неприемлемо, так как за ним неизбежно последует снижение качества образования — пропадут кружки, специальные курсы, продвинутые группы по многим предметам. Будет утрачен индивидуальный подход, а ведь это один из основных принципов преподавания в нашей школе. Но также неприемлемо для нас и сокращение финансирования. Уже сейчас школе дают на каждого ученика не московский норматив, который она должна получать, как любая столичная школа, а только федеральный, который существенно меньше», — отметили ученики «Интеллектуала».
Как сообщается в открытом письме, уже сейчас многие учителя школы-интерната вынуждены работать на волонтерских началах, из-за чего учебный план был сильно урезан. Все протесты родителей чиновники, в свою очередь, объясняют тем, что родители не понимают всей пользы, которую получат их дети от слияния.
Наступление на кадетские корпуса
С проблемой слияния столкнулись и кадетские корпуса. Так на базе Воронежского Михайловского корпуса собираются создать авиационный кадетский корпус.
«Это профильное образование: летчики, заправщики, механики. А мы отдавали детей в традиционный корпус, дабы доучившись до 11 класса, мальчик смог для себя решить, в каком роде войск он хотел бы состояться как офицер», - заявляет Шафоростова Ирина Владимировна, руководитель инициативной группы кадетского корпуса в Воронеже.
А в «Кадетский корпус памяти Героев Сталинградской битвы» города Москвы вводят гимназическими классы с дополнительной нагрузкой на иностранный, математику.
Из письма инициативной группы: "У нас чувство, что отнимают что-то большое и очень важное. Нельзя позволять принижать ценность кадетского образования, отнимать у родителей мечту, а у детей будущее".
Профессор Европейского университета права, основатель Ломоносовской школы Марат Зиганов рассказал «Росинформбюро», что происходит со общеобразовательными школами и кадетскими корпусами.
- Как Вы считаете, какова судьба «Кадетского корпуса памяти Героев Сталинградской битвы»?
- В нашей стране есть разные виды ведения деятельности и разные интересы. И если интересы чиновников, которые занялись этим делом, оказались сильнее, и административные ресурсы оказались сильнее, то судьба этого кадетского корпуса достаточно плачевная. Есть школы (я не буду говорить о кадетских корпусах), которые предлагают в Фейсбуке голосовать в защиту. Иногда общество действительно прислушивается и бывает, что школы побеждают в своем стремлении оставаться таким, какими они сами себя создали. Нам всем нужно просто стараться искать сотрудников. И такие сотрудники, сопереживающие есть и среди политиков, и среди служащих, и в области бизнеса есть.
- Значит ли это, что кадеты государству стали не нужны?
- Все кадетские школы и корпуса возникают по заказу: гражданскому или военному. Выпускники кадетских школ и корпусов являются младшими сотрудниками ( от секретариата, разносчиков, курьеров, деловых работников с информацией до аналитиков), так вот потребность в них у государства есть в госслужбе, в гражданской и военной. Эти школы, конечно же, никогда не исчезнут. Бояться этого не надо, государство себя разрушать не будет. В свое время еще Лев Толстой говорил, что, так как государство управляется правительством, которому нужны чиновники для обработки информации на низовом уровне, значит, государство будет заботиться и о правительстве, и о чиновниках. Ведь и тогда еще возникали вопросы, нужны ли эти кадетские школы. Вопросы эти и до сих пор возникают, так же, как и проблема отцов и детей. Это извечные проблемы.
- А родители все так же охотно отдают детей в кадетские корпуса?
- Всегда найдутся родители, которые будут направлять туда своих детей и соответственно, будут требовать, чтобы эти школы были. Первая причина – неблагополучные дети. Семьи для облегчения собственного существования будут пытаться направлять своих детей в кадетские учебные заведения. С другой стороны - патриотично настроенные родители хотят, чтобы патриотизм был в душах и их детей. Вот они будут направлять в кадетские корпуса из искренних побуждений.
Сейчас осталось около 80 корпусов по всей стране. Если даже исключить те, что только недавно появились и еще не успели получить специальные документы, не обзавелись историей, то, как минимум, около трех десятков кадетских школ на всю Россию уже есть, а это уже сообщество учебных заведений, которые взаимодействуют, друг друга пытаются поддерживать, за исключением тех школ, которые молча работают.
- Можно ли воспитать настоящего патриота в обычной общеобразовательной школе? И что значит, быть кадетом?
- Кадетом быть…
А что же это значит?
А это значит, Родину любить,
А это значит, честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить?
Честно и бескорыстно Отечеству любимому служить. Такой патриотизм формируется и в обычных общеобразовательных школах. Это же формируется и в семьях, благодаря литературе и кинофильмам. Если дети принимают участие в скаутских движениях, если они пытаются оберегать природу, памятники, - все это так или иначе формируют позитивное отношение к собственной стране. Конечно, в обычных школах это формируется, но мы ведь говорим о том, что, кроме воспитания патриотических чувств и безусловных установок по отношению к собственной стране, важно все это еще подкреплять профессиональным уровнем. Все-таки кадетское образование – это профессиональное образование, пусть начальное, но профессиональное образование. После обычной средней школы выпускника нужно еще и научить правилам организации на младшем, на низовом уровне с документацией.
- Как Вы расцениваете акцию московской школы «Интеллектуал», принесет ли она свои плоды?
- Московская школа «Интеллектуал» пытается возражать против того, что с ними произошло. А с ними произошло то, что делается со всеми. Да, они попали под общее движение, направленное на то, чтобы были действительно единые, мощные, сильные руководители. Я знаю объединенные образовательные центры, в которых удачно, случайно, может быть, но появлялись руководители, умеющие управлять рядом образовательных учреждений. Например, Центр образования «Царицыно». Там руководит человек уже в зрелом возрасте, опытный. Но сейчас и молодые есть руководители. Я знаю одного – Александр Ждан, я знаю точно, вы увидите, в ближайшее время он будет одним из лидеров в Москве. Государственное образовательное учреждение, в которое тоже слили ряд образовательных учреждений, слабых, поможет подняться другим школам. А для этого нужно не стонать и плакать, а просто засучить рукава и работать. Сейчас тяжело всем, ничего страшного, нужно поработать несколько лет на это потратить. Именно поэтому желательно, чтобы были молодые, а не те, кто плачет, утирается слезами. Нужно брать молодых управленцев, делитесь опытом.
Было время, когда школам за разработки платили гранты. Гранты должны были платить тем школам, которые действительно разработали полезное дело – методику, систему, технологию, приемы, и затем довели это до такой степени, чтобы можно было бы использовать в других школах. Так вот гранты дали, а эти наработки так в тех школах и остались. Это абсолютно неправильно: сильные должны делиться со слабыми, приглашая, как минимум, к себе на семинары (мы это делаем: с государственными и частными школами проводим семинары). Да, «Интеллектуал» занимается отобранными детьми, за это время они наработали хороший материал, который можно использовать и для более слабых школ. Да, будет трудно. Легче пойти просто протестовать. Работать надо.
Марина Староверкина