Данное правительственное решение интересно тем, что, во-первых, вводится плата за проезд по дороге, построенной за счет государственных средств, и, во-вторых, данная плата вводит на время, которое измеряется столетием.

Владимир Галанов

Владимир Галанов

Автор материала, профессор кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг РЭУ им.Г.В.Плеханова. 

В нашей стране платными являются 21 участок дорог и все они, как правило, связаны с тем, что в их строительстве использовались средства частных инвесторов, а потому они должны быть возвращены с прибылью их собственникам. Согласно всеобщему закону капиталистического инвестирования плата за пользование дорогой - главный способ вернуть затраченные на нее средства. Однако, как показывает опыт, частные российские инвесторы не горят желанием строить собственные дороги в силу проблематичности их прибыльной окупаемости, а потому приходится это делать государству за счет собираемых налогов. При этом, в случае государственной дороги, ситуация с «возвратом» инвестиций в дорожное строительство экономически  совершенно неоднозначна.

Государственная дорога строилась на деньги налогоплательщиков. Если последние становятся еще и плательщиками за проезд по такой дороге, то они становятся как бы  «налогоплательщиками» вдвойне: и как те, кто финансировали строительство этой дороги, и как те, кто ее теперь окупают. В определенных условиях такого рода окупаемость государственных инвестиций может быть оправданной, например, если у государства не хватает денег для строительства необходимых стране дорог. В такой ситуации государство превращается в экономического агента, который на условиях самоокупаемости возводит все больше и больше дорог, но в перспективе платность дорог отменяется, т.к. государство не частный собственник, который не может функционировать без продажи своих товаров и услуг. Ведь у государства всегда есть налоги. 

Однако в нашем случае возврат дорожных «инвестиций»  не является возвратом средств самим налогоплательщикам в лице государства, а, значит, экономическая «проблема» заключается в том, кому эти средства  возвращаются. 

Плата за проезд по дороге поступает госкомпании «Автодор». Иначе говоря, эти дорожные инвестиции возвращаются не в федеральный бюджет, а в государственную компанию. Но, не смотря на её статус, все доходы лишь опосредованно принадлежат государству, и распоряжается получаемой выручкой руководство самой компании.

Предположим, что полученные компанией  средства планируется использовать снова на дорожную отрасль. Это, конечно, хорошо для бюджета, которому нужно относительно меньше планировать расходов на дороги, и совсем хорошо для  дорожной компании, у которой  возникает существенный источник доходов,  независимый от бюджета, а, значит, эту компанию не закроют даже в случае, если у государства денег на ремонт и строительство дорог окажется недостаточно. 

Итак, платность государственной дороги превращается в фактор «вечного» существования соответствующей организации, в которую эти стабильные денежные доходы поступают. Через некоторое время государственная принадлежность источника доходов от проезда по дороге «сотрется» в памяти ее пользователей и потому настанет  очередь следующего организационного шага – приватизации данной государственной компании. В условиях современного рынка все, что приносит систематический  доход на уровне средней прибыли, неизбежно превращается в капитал, т.е. в источник личного богатства для собственников этого капитала.

 Чтобы госкомпания могла стать частной компанией ей нужен не просто стабильный источник денежных доходов, но этот источник должен иметь длительный характер. Именно поэтому для доверительного управления в случае с «Автодором» выбран срок времени, никак не связанный с предельным для инвестиционных проектов сроком окупаемости в размере  до 15-20 лет, при среднем сроке окупаемости инвестиций в 5 лет. Именно 93 года обеспечивает возможность существования частной собственности на будущие прибыли не только для текущих собственников капитала, но и для  двух-трех поколений их потомков. Этого срока обычно достаточно, т.к. как показала история российского купечества 19-го - начала 20 веков, в среднем купеческий род (по разным конкретным причинам) вырождался к третьему-четвертому поколению. 

Пока еще никто не сказал о том, какую существенную или конкретную пользу для общества и экономики  принесет введение платы за государственные дороги. Но можно предположить, что  данное решение будет весьма полезным для тех групп частных лиц, которые окажутся, в конечном счете, получателями этой платы. 

Владимир Галанов