Медиабизнес ищет новые подходы к своей аудитории – с развитием мобильного рынка поведение потребителя изменилось, и традиционные методы становятся все менее эффективными. Теперь мало вещать, нужно общаться со своим зрителем и читателем. Кроме того, возможности и доходы ряда СМИ сильно сократятся в связи с общей политической обстановкой и изменением российского законодательства. Участники  IX ежегодной конференции «Медиабизнес. Перезагрузка», организатором которой стала газета «Ведомости», обсудили грядущие перемены. На мероприятии собрались представители основных развлекательных каналов и продакшнов, а также представители либеральных СМИ.

Олимпиада – Украина – Санкции

 

Как пояснилагенеральный директор «СТС медиа» Юлиана Слащева, для всех развлекательных каналов этот год был достаточно сложным, а начался он с Олимпиады.
 «Мы все ожидали некоторого падения рейтингов, потому что аудитория, зритель наш должен был идти на спортивные соревнования. Наши исследователи, прогнозисты спланировали то падение доли, которое ожидается. Оно оказалось чуть-чуть выше планового, потому что отечественная Олимпиада оказалась более популярна и привлекала значительно больше внимания, чем Олимпиады, проводимые в других странах. Прогнозировали мы в основном на основании Лондона и Пекина и всех последних Олимпиад. Но в январе, после того как Олимпиада закончилась, мы ожидали безусловного роста наших долей — на тот уровень средней доли канала, которого мы обычно ожидаем в это время. Тем не менее, этого не произошло», - сказала Слащева, выступая на конференции.

По ее словам, следующий этап снижения долей уже был связан с конфликтом на Украине и с тем, что аудитория стала переходить на каналы с информационным вещанием. «Аудитория СТС — это аудитория все 10-45 с ядром 25-40 — это самый ответственный гражданин и телевизионный зритель. Это человек, который отвечает за себя, за свою семью, за своих детей, за работу, за компанию, в которой он работает. Он должен быть информирован, у него есть потребность в момент, когда происходят такие серьезные военные события, смотреть новости. Информационные каналы очень умно перестроили свою политику: новости стали выходить каждый час, вечерние новости удлинились практические в два раза, что не могло не влиять на наше праймовое вещание — потому что именно в это время, в 8-9 вечера, мы начинаем свой праймовый показ. Это самое главное время, когда конкурируют канал СТС и другие каналы холдинга. Поэтому сегодня доля каналов ниже, чем мы хотели бы. Однако, с точки зрения рекламодателя, это компенсируется очень высоким уровнем телесмотрения, который в этом году вырос почти на 5%. Он вырос за счет Олимпиады в январе и не упал, как ожидалось, потом, а остался на таком же высоком уровне. Связано это с информационным вещанием, с новостями — аудитория хочет все больше и больше знать, что происходит. Поэтому уровень телесмотрения компенсировал нам, с точки зрения выручки, наши рекламные доходы. Но очень сложно бороться за долю — когда она падает, развлекательным каналам очень тяжело потом возвращать ее на должный уровень», - заключила гендиректор «СТС медиа».

Между тем, по массмедиа ударили санкции, причем, не столько Западные, сколько российские, связанные с запретом на ввоз продуктов питания. Дело в том, что после введения эмбарго некоторые зарубежные компании полностью сняли свои бюджеты на рекламу с российских каналов.

«У нас большой процент составляли иностранные производители продуктов питания, которые, конечно же, были вынуждены забрать бюджеты, в третьем квартале это произошло. Мы достаточно быстро смогли компенсировать это другими рекламодателями, но, тем не менее, период был стрессовый, очень тяжелый. Расходы на рекламу напрямую взаимосвязаны с продажами компаний, производящих товары народного потребления», - пояснила Слащева.

«Безопасность первична, бизнес вторичен»

 

На медиабизнес влияют не только технологические и экономические процессы, но и политические.Не зря говорят, что СМИ является четвертой властью. Ведь при грамотном использовании средств массовой информации можно нанести серьезный удар безопасности государства. Эксперты отмечают, что информационные войны представляют собой реальную угрозу, существующую в 21 веке.

Во вторник, 23 сентября, Госдума приняла в первом чтении закон об ограничении доли иностранцев в СМИ. Принятые поправки к закону о СМИ ограничивают 20% максимально возможную долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих СМИ. Отметим, что ранее этот показатель составлял 50%. Закон также предусматривает, что иностранные физические и юридические лица, а также граждане РФ, имеющие двойное гражданство, и лица без гражданства больше не смогут выступать учредителями СМИ в России.

По мнению участницы конференции Юлианы Слащевой, сейчас сложный период, связанный с обсуждением этого закона, спекуляций на эту тему довольно много, «шум вокруг этого уже очень большой и серьезный, и мы думаем, что принятие закона может, конечно, усложнять нашу ситуацию».

«Для нас этот закон был такой же неожиданностью, как для всех остальных. Мы вообще являемся развлекательным телевидением, у нас нет ни политики, ни информационного вещания — ничего, что могло бы задеть или повлиять на общую идеологическую ситуацию, общий идеологический контур в стране», - сказала Слащева.

В свою очередь, редактор отдела медиа  газеты «Ведомости» Ксения Болецкая отметила, что в данном законе речь идет о том, что иностранцы не могут владеть, голосовать, управлять, влиять на СМИ в размере 20% долей владения акций.

«Речь в законодательстве идет только об эфирных каналах, радиостанциях и очень крупных печатных СМИ, то есть федеральных. Это очень сильно изменит медиа-ландшафт, потому что речь идет практически о каждой отрасли. Это и СТС-Медиа, Форбс, Ведомости, и др. И не известно, что же будет теперь со СМИ, будут ли их закрывать или юристы все-таки смогут найти лайзеки в законодательстве, которые помогут обойти это стороной. К примеру, некоторые зарубежные издательства работают с западными партнерами, хотя существует тотальный запрет участия иностранных партнеров. Так же у нас остро стоит вопрос экономики, и у нас будет сложное окончание года в плане рекламы. Прогнозы довольно негативные. Никто пока точные цифры не говорит. Вероятно, это означает, что произойдут некоторые структурные изменения в медиа-бизнесе», - сказала Болецкая.

Напомним, что этот закон поддержали 434 депутата. Зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин считает, что законопроект об ограничение доли иностранного капитала в СМИ нельзя считать цензурой. «Мы не хотим закрыть присутствие иностранного капитала, это не цензура, мы лишь хотим ограничить его 20%, основываясь на мировой практике. Холодная информационная война против России требует ответных мер. Я всегда говорил: безопасность первична, бизнес вторичен», – пояснил он.

Как видно, медиабизнесу приходится нелегко. Для того, чтобы удержаться на плаву, «медийщикам» приходится искать иные, не связанные с рекламой, средства заработка, то есть диверсифицировать свою деятельность. Для этого телевизионным компаниям приходится на начальном этапе трансформироваться в контентные. «Мы должны быть на каждом экране, на каждой видеоплатформе. И это то, куда двигается СТС в ближайшие 3-5 лет», - отметила Слащева. Также необходимо максимально использовать собственные бренды. Например, СТС успешно продал для производителей различных товаров народного потребления бренд «Кухня», «Воронины», «Молодежка», а в октябре должен появится мобильный тариф «Перец», рассчитанный на крупные города. И, наконец, революцию в массмедиа должен совершить запуск  в России технологии second screen - это приложение, которое дает возможность постоянно находиться в диалоге с аудиторией и продавать ей товары даже в ходе самого эфира.