Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский выступил с предложением, которое пока остается всего лишь благим намерением:

«Существующий на сегодняшний день механизм квотирования привлечения иностранной рабочей силы сложен, неповоротлив, уже давно не отвечает современным требованиям и, конечно, требует пересмотра. Несомненно, его нужно модернизировать. Например, это мнение ФМС, законодательно защитив право российского работника на первоочередное трудоустройство на освободившуюся вакансию, дать возможность иностранцу стать соискателем на рабочее место, к примеру, через два месяца».

Мысль здравая, но от ее высказывания до осуществления – как говорится, дистанция огромного размера. Ну а пока отчего бы не пофантазировать?

Корреспондент Росинформбюро попросил нескольких экспертов с самыми разными, даже противоположными взглядами на проблему миграции, поделиться своими соображениями: как они представляют себе столицу России Москву, в которой не осталось ни одного трудового мигранта, ни легального, ни нелегального?

Вот какие получились ответы.

 

Каромат Шарипов, председатель Общероссийского Общественного движения «Таджикские трудовые мигранты»

– После этого даже  обитателям Кремля придеться переезжать!

Да и поздновато поднят вопрос. Где-нибудь, примерно, в 2000 году еще можно было, например, наладить систему, при которых столичные, да и прочие российские двоечники из техникумов отправлялись бы в дворники или на какую-то иную неквалифицированную работу. А сейчас – проехали.

Ну, представьте себе: 2 миллиона мигрантов в одной Москве, из них около 400 тысяч таджиков, из них 47 тысяч моют вручную 4,5 миллиона автомобилей…

Если все эти тысячи и миллионы исчезнут, мы не сможем жить в этом городе, все кругом будет завалено мусором. Нет в России такого числа безработных, чтобы приезжую рабочую силу заменить.

Никто не подметает, не строит, не торгует. Как тут существовать? Даже русские националисты убегут.

 

Андрей Савельев, лидер общественного движения  «Великая Россия»

– Так ведь Москва была без единого гастарбайтера! Работали, правда, в столице так называемые лимитчики, но это были совсем не те масштабы.

Да что Москва! Ни один гастарбайтер во всей России не нужен. Их место займет нынешняя безработная молодежь, которой никто не хочет заниматься. Всюду будет звучать русский язык, великий и могучий, во всем его многообразии.

А то в какой магазин или лавочку ни зайдешь – продавцы ни русским языком, ни своей профессией не владеют.

Убрать надо весь этот слой, паразитирующий слой на нашей инфраструктуре. Освободиться от рабства у антинациональной олигархии, которой только и требуются эти бесчисленные мигранты.

А без них и криминала станет меньше. Исчезнут этнические кланы, бандитские группы, которые изъясняются на своем языке, так что бесполезно туда внедрять агентуру или их прослушивать.

 

Андрей Фурсов, директор института Русских исследований  Московского гуманитарного университета

– Честно говоря, не могу себе представить такой картины, хотя...

Вот, например, Париж или Лондон уже невозможно вообразить без мигрантов. А что касается Москвы, то мы не прошли еще точку невозврата.

Так что это не просто желательно, но и возможно. В Москве и соседних областях пока еще хватает рабочей силы, чтобы заменить таджиков, узбеков и киргизов на стройках, в магазинах, во дворах. И даже на рынках.

Ну и криминальная обстановка улучшилась бы во много раз, если бы испарились все этнические группировки.

Говорят, что без мигрантов все рухнет, или те, кто не в теме, или заинтересованные лица. Ведь гастарбайтеры – это еще и безбрежный резервуар, на который можно сбрасывать социальное недовольство тех же москвичей. Не будет их – некуда станет обратить гнев недовольных. Они его на власть направят

 

Леонид Гозман, директор гуманитарных проектов «Роснано», президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил»

– Фантастика, причем не научная! Разве можно представить себе город, где остались одни мужчины, но нет больше ни одной женщины, или сплошь женщины, а мужчин не видно. Или где живут одни дети, но взрослые отсутствуют как класс. Или исчезли разом все до одного автобусы…

Мигранты – неизбежная часть нашего общества, удалить их – все равно как удалить жизненно важный орган из организма.

Сторонники ликвидации мигрантов апеллируют к прошлому, но этого прошлого никогда не было.

Достаточно вспомнить, например, песню Варяжского гостя из оперы «Садко». Это ведь тоже был трудовой мигрант, который приехал в древний Великий Новгород торговать, так же, как к нам приезжают азербайджанцы продавать помидоры. Только Варяжский мигрант был с Севера, а не с Юга.

Никуда от них не деться. Нельзя бороться с перхотью при помощи гильотины

 

Ярослав Нилов, депутат Государственной Думы, заместитель руководителя фракции ЛДПР

– В принципе, полное исчезновение или удаление всех гастарбайтеров из Москвы возможно за счет замены их трудовыми ресурсами из близлежащих регионов.

И это гораздо дешевле обойдется для Москвы, да и для всей страны

Что такое миллионы мигрантов? Это зараза, рост преступности, издержки госбюджета, связанные с их задержанием и выдворением, бесконечные очаги напряженности. В общем, множество негативных моментов, причем не по отдельности, а сразу в комплексе.

Необходимо создавать условия, чтобы работали местные жители. Работодателям пока выгоднее брать бессловесного мигранта, которому можно платить копейки, обманывать и помыкать им как угодно. Ведь гражданин России ничего этого не потерпит.

Так надо менять эту тенденцию. Я категорически не согласен с теми, кто говорит, будто без гастарбайтеров вся Москва обвалится, обрушится и зарастет грязью. Ничего не рухнет. Если же где-нибудь образуется узкое место – то всегда можно позвать квалифицированную рабочую силу из других государств.

 

Записал Николай Троицкий