Верстка федерального бюджета в условиях кризиса — дело совершенно непростое, тем более что решением президента Владимира Путина социальная сфера и оборонка защищены от сокращения трат. Зато на всем остальном, по мнению властей, сэкономить можно вполне неплохо.



Нащупать дно



Экономические прогнозы радужными не назовешь, и, несмотря на звучавшие из уст официальных лиц заявления о том, что «дно пройдено», а далее — неминуемый рост, падение плавно продолжается - введомстве Алексея Улюкаева признали: падение ВВП становится все более глубоким, что подтверждают опережающие индикаторы состояния промышленности в мае 2015 года.

С подачи трех рабочих групп комиссии (участники — Минэкономики, Минфин, коллегия ВПК, Минобрнауки) заявленные главными распорядителями бюджетных средств суммы инвестиций были уменьшены для 2016 года на 33% (с 2,673 трлн руб. до 1,788 трлн руб.), для 2017-го — на 35% (с 2,78 трлн руб. до 1,793 трлн руб.), для 2018-го — на 42% (с 2,767 трлн руб. до 1,608 трлн руб.), пишет издание «Коммерсант». По данным презентации Минэкономики, приоритеты, на которые ориентировалась комиссия, — исполнение майских указов, поручений президента и правительства; завершение объектов, которые могут быть введены в эксплуатацию в 2016 году; межотраслевые или импортозамещающие проекты.

Впрочем, получившие «от ворот поворот» заявки ведомств не канут в лету: частично их включат в так называемые листы ожидания — на случай улучшения экономической ситуации.

 

В поисках спасения

 

Минэкономики в начале мая опубликовало проект поправок, который предлагает снизить долю малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков с 18 % до 9 % с учетом субподряда, а долю прямых договоров — с 10% до 5%. Как отмечает министерство, «учитывая... осуществление большей части закупок и заключение договоров в первой половине календарного года, осуществление заказчиками годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение второго полугодия 2015 года представляется сложно выполнимой задачей».

В своих дальнейших прогнозах Минэкономики по-прежнему склоняется к оптимизму — ведомство, к примеру, предполагает, что уже в 2016 году отечественная экономика восстановит объемы инвестиционного импорта — закупка производственных линий, станков и машин на частные деньги, как и рост зарплат, с 2017 года обеспечат устойчивое увеличение ВВП. При этом, как отмечают специалисты, в прогнозе не обсуждается самый важный вопрос: что именно должно побудить российских частных инвесторов поверить в перспективы экономики страны и вкладываться только в Россию?

Также Минэкономики отметило ряд проблем с уже зарезервированными в текущем бюджете средствами на реализацию ФЦП, которые формально не объявлены расходами инвестхарактера, но должны проходить тот же отсев, что и другие инвестиционные расходы. В числе пострадавших — ФЦП «Жилище» на 118 млрд руб. и две еще не написанные «космические» ФЦП до 2025 года (208 млрд руб). Кроме того, отвергнуты и разработки ФЦП по строительству российских космодромов: очередной проект документа из Роскосмоса от 8 мая, сообщают в Минэкономики, «готовится к возврату на доработку». ФЦП по развитию Дальнего Востока на 2018 год пока не продлена, поэтому предложения "отдельных госзаказчиков" на этот год на 78 млрд руб. рекомендуется не рассматривать, как и одну из неутвержденных ФЦП Минпромторга. Наконец, по шести действующим ФЦП, крупнейшей из которых является программа Минобороны по увеличению контрактной составляющей в вооруженных силах, на 2016-2017 годы требуется дополнительно 79 млрд руб.— источники средств неизвестны, поэтому перспективы программы не самые радужные.


 Ника Бажанова