В пресс-центре «Парламентской газеты» депутаты Госдумы и члены Советы Федерации вместе с приглашенными экспертами активно рекламировали только что вступившие в силу поправки в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Ради этого был организовано заседание круглого стола под названием «Закон о местном самоуправлении: новый механизм взаимодействия регионов и федерального центра». Суть выступлений большинства участников мероприятия сводилась к одной простой мысли: наш нынешний закон о местном самоуправлении – самый демократичный в мире.

 Суть поправок

Закон позволит регионам самим определять способы избрания глав муниципальных образований, то есть мэров городов и поселков – напрямую населением или из состава представительного органа власти, а также формирования всех органов МСУ на своей территории.

Выбрать из двух моделей местного самоуправления субъекты должны в течение полугода с момента вступления закона в силу.

Согласно документу вводятся два новых типа муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах предполагается создавать собственные советы депутатов во внутригородских районах. Впоследствии уже из районных депутатов будет формироваться городская дума. В муниципальных районах (объединяют несколько городских и сельских поселений) формирование представительного органа также предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района муниципального района. Кроме депутатов в него могут входить главы поселений. Главу местной администрации, или сити-менеджера, будут назначать по контракту на срок, предусмотренный уставом, и не менее двух и не более пяти лет. Кроме того, предусматриваются его прямые выборы населением.

Поправки в закон о местном самоуправлении всячески расхваливали председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас ипредседатель Всероссийского совета местного самоуправления, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслав Тимченко.

Их аргументация была примерно такая: хотя система местного самоуправления отделена от государственной власти, природа их одинакова, ее не отделишь, как церковь, от государства. Но до сих пор местная представительная власть была властью только по названию. Новые поправки расширяют сферу ее полномочий и наполняют ее функции реальным содержанием.

© Росинформбюро / Н.ТроицкийСенатор и депутат уверены, что они, а вернее, их палаты Федерального Собрания развивают демократию и защищают интересы регионов. Причем главное, по их мнению, не характер выборов мэров – прямой или косвенный, через городские думы, а расширение финансовой самостоятельности органов власти муниципальных образований. С этим много проблем, сопротивляется Министерство финансов, но парламентарии намерены довести до конца очередную реформу местного самоуправления, так как у них есть мощный союзник – президент Путин.

На помощь депутату и сенатору пришли эксперты, которые долго рассказывали про зарубежный, прежде всего, европейский опыт в данной сфере. Так, например, профессор Московского университета имени С. Ю. Витте Леван Чихладзе решительно не согласился с тем, что принятие новых поправок означает «конец местного самоуправления» и тем более «конец демократии».

Профессор рассказал, что во многих странах, которые считаются демократическими, а именно в Бельгии, Нидерландах, Германии и так далее, тоже не существует прямых выборов мэров городов и поселков. Да и вообще, демократичность определяется совсем не этим второстепенным фактором, а степенью и уровнем свободы в распоряжении бюджетом главами и органами власти муниципальных образованиях.

Кроме того, эксперты настаивали на том, что Европе в последнее время наметилась тенденция по отмене прямых выборов глав муниципальных образований в тех государствах, где такой институт еще сохранился.

Дискуссия, участники которой были целиком и полностью согласны друг с другом, близилась к завершению, когда, наконец, прозвучало если не альтернативное мнение, то вежливое возражение.

Вице-президент ассоциации сельских поселений Челябинской области Юрий Гурман, приглашенный на заседание, резонно заметил, что важнее всего не характер выборной процедуры, а кто именно определяет ее характер. То есть, попросту говоря, если сами граждане, жители городка решат, что их мэра лучше выбирать депутатам  городского собрания, то все хорошо, все демократично.

Если же характер и процедуру выборов назначает сверху, если губернатор или региональное законодательное собрание решает за граждан, как им лучше следует поступать, то происходит дальнейшее отстранение и отчуждение населения от местной, что полностью противоречит принципам местного самоуправления.

На том дискуссия закончилась. Судя по всему, позиция господина Гурмана, человека с мест, не разделяется нашими законодателями, которые намерены продолжать по-своему демократизировать местное самоуправление.

 

Николай Троицкий