На этой неделе Государственная Дума, скорее всего, вернет народу и политтехнологам возможность выборов депутатов по мажоритарной системе, то есть, по одномандатным округам. Соответствующий законопроект приготовлен к окончательному принятию сразу во втором и третьем чтениях.

Предыстория этого нового старого закона о выборах такова. Еще 12 декабря 2012 года президент Владимир Путин огласил в своем Послании Федеральному Собранию тезис о необходимости возвращения смешанной избирательной системы. В марте следующего, 2013 года проект закона был принят в первом чтении. А затем последовала почти годовая пауза.

Дело в том, что далеко не всем парламентским партиям понравилась перспектива возвращения смешанной избирательной системы , которая существовала и действовала с 1993 до 2007 года. И ЛДПР, и Справедливую Россию, и даже коммунистов пропорциональная система вполне устраивала.

Прежде всего, такая система намного проще и, так сказать, бюджетнее, то есть дешевле.

Достаточно раскрутить своего лидера, как это делала ЛДПР, или свой бренд, на чем много лет играют коммунисты, а вслед за ними пытаются делать эсеры, обозначающие себя как «социалистов».

При возвращении округов придется приложить немало дополнительных усилий – надо будет работать на местном, региональном уровне. Придется возвращаться к тому, что у политтехнологов называется «работа на земле», требующая немалых дополнительных затрат. В том числе, на тех же политтехнологов.

Был и еще один важный повод для межпартийных склок, дискуссий и компромиссов.

 А именно – «высота» или, вернее масштаб барьеров, выставляемых на пути партий и партийных кандидатов в мажоритарных округах.

В первоначальном тексте законопроекта предполагалось следующее: «Регистрация федерального списка кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей. Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо собрать не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а если в округе менее 100 тысяч избирателей – не менее 500 подписей».

Надо заметить – очень даже по щадящей. Но в конечном счете положения изменились. От сбора всяких подписей освободили четыре думские партии, плюс партии, получившие на последних выборах Госдумы больше трех процентов голосов (то есть «Яблоко»), плюс партии, представленные депутатами по партспискам хотя бы в одном региональном парламенте.

Таковых – семь штук: «Родина», Российская партия пенсионеров за справедливость, «Правое дело», «Гражданская платформа», РПР—ПАРНАС, «Патриоты России» и «Коммунисты России». Им всем максимально облегчили и упростили условия для борьбы за депутатские места.

Всем прочим мелким, так называемым «диванным» партия надо будет для регистрации списков собирать по 200 тысяч подписей, а независимым одномандатникам и представителям партий, чьи списки не зарегистрированы - по три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Как высчитали эксперты, это будет в среднем около 14 тысяч подписей.

Система нормальная и вполне справедливая. Если кандидат не в состоянии собрать столько подписей, то ему нечего делать в федеральном парламенте.

В целом новый законопроект практически возвращает старый порядок, существовавший до 2007 года.

В целом новый законопроект практически возвращает старый порядок, существовавший до 2007 года. В пояснительной записке уточняется, что «новацией данного законопроекта является норма, обеспечивающая возможность непосредственного выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам в порядке самовыдвижения, а также политическими партиями, в то время как  выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями».

Впрочем, новеллы законопроекта не слишком важны и не очень существенны для избирателей. Ну а у представителей политических партий есть еще более двух лет до думских выборов, которые пройдут в 2016 году.

 

Николай Троицкий