Виновник сложившейся ситуации - прокурдская Партия демократии народов, которая получила поддержку почти 13% избирателей, отобрав нужные голоса у правящей партии. Именно она теперь сформирует четвертую фракцию в парламенте, в котором в последние 12 лет было представлено только три политических объединения.

 

Лебедь, рак и щука?

 

Великое национальное собрание состоит из 550 депутатов, избираемых на основе всеобщих, прямых, равных выборов один раз в четыре года. В случае, если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы.

На планах Эрдогана  реформировать Конституцию и увеличить свои полномочия пока можно поставить крест, отмечаю эксперты. Это значит, что в ближайшие несколько лет Турция останется парламентской республикой, а Реджеп Тайип Эрдоган — ее полноправным, но вынужденным прислушиваться к оппозиции президентом.

«Избиратели явно сказали нет президентской системе», - прокомментировали итоги голосования в оппозиционной Народно-республиканской партии. По оценкам экспертов, результаты выборов свидетельствуют о том, что граждане Турции не поддерживают политику консолидации власти, проводимую президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Зато Народно-демократическая партия ответила на чаяния просивших демократии - социальная программа, обещание ослабить контроль в Интернете и обеспечить свободу СМИ. За последние несколько лет под крыло партии перешли представители интеллигенции, правозащитники, молодые люди.

Руководство Народно-демократической партии уже пообещало: коалиции с правящим движением не будет. Между тем, именно этот пункт и составляет главное опасение аналитиков: как основные политические силы, практически диаметрально противоположные, смогут договориться о коалиционном правительстве?

 

Туманное будущее

 

Выборы в Турции проводятся под общим руководством и контролем Верховного избирательного совета. Депутаты избираются по 85 многомандатным избирательным округам, которые представляют 81 административную провинцию. Право быть избранными имеют граждане Турции, достигшие 25-летнего возраста.

На данный момент у оппозиционных сил есть лишь одна точка соприкосновения: они не хотели менять форму правления, превращать Турцию в президентскую республику с исключительными полномочиями для Эрдогана. Тем не менее, как отмечают политологи, результаты выборов не отменяют главного: для населения Эрдоган — это основанная им партия, а партия — это Эрдоган, и держится подобная стабильность уже на протяжении 12 лет – а значит, большинство все устраивает, и перемены будут медленными, если только вообще будут.

Лидер Партии справедливости и развития, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, оценивая итоги голосования, был дипломатичен и сдержан: «Выбор народа — лучший выбор».

«Это — решение нашей нации. Оно окончательное и имеет высшее значение. Партия справедливости и развития — бесспорный лидер на этих выборах. Мы будем дальше работать во исполнение этого решения и сделаем все, чтобы не допустить вреда стабильности и процветанию страны», — обещает он.

Впрочем, России волноваться все равно не о чем. Новый игрок на турецком политическом пространстве, Народно-демократическая партия поддерживает реализацию совместного с Россией – и столь важного для РФ –  проекта газопровода «Турецкий поток», об этом заявил заместитель председателя партии Назми Гюр. А такая поддержка дорогого стоит, потому что за ней стоит не просто формальный поиск выгоды, но и более глобальная стратегия – инвестиции в будущее, в обход ЕС.

  Ника Бажанова