Развал Советского Союза и организации стран Варшавского Договора резко изменили ситуацию в Восточной Европе и ее политическую карту. В состав НАТО 29 марта вошли республики уже бывших СССР (Латвия, Литва, Эстония), Чехословакии (Словакия) и Югославии (Словения), а также Болгария и Румыния.

Этот процесс имел значительные военно-стратегические и экономические последствия, как для самих новых стран-участниц блока, так и для всей Европы.

С военно-стратегической точки зрения наиболее значимый результат этого процесса - резкое расширение военно-политического блока НАТО, который «вышел» на западную государственную границу Российской Федерации (РФ). Это расширение структуры и границ альянса стало пятым по счету и самым масштабным с момента его образования.

Общим для всех новых участников НАТО стало желание обеспечить военную безопасность и улучшить свое экономическое положение через членство в ЕС. Однако стать членом НАТО непросто и требует от претендентов определенных жертв.Фото g2.delphi.lv

Желающие быть «равными среди равных» должны отвечать определенным требованиям и выполнять политические, экономические и военные принципы Вашингтонского договора, а также вносить вклад в безопасность Евроатлантического региона. При этом их ежегодные затраты на оборону должны составлять не менее 2% от ВВП.

С политической точки зрения новые страны блока, взятые на себя обязательства, выполняли исправно. Они всемерно поддержали участие НАТО в войнах в Ираке и Афганистане, масштабных бомбежках Югославии и признании (кроме Словакии) незаконного образования Косова.

Такую поддержку эти страны демонстрируют и в различных международных организациях при принятии определенных решений.

Выполнила эта «семерка» и экономические условия, которые были поставлены перед ними. Но это не стало пропуском в «экономический рай» для новых участников НАТО.

Болгария, после первоначального финансового бума, сегодня имеет отрицательный платежный баланс и нестабильную инфляцию, что ставит под угрозу присоединение страны к еврозоне. Сегодня среднегодовой уровень болгарского военного бюджета не превышает 1,5% от ВВП.

Фото static3.kleinezeitung.atНе лучше, а по ряду позиций еще хуже, ситуация в экономике стран Балтии. В Латвии совокупный внешний долг в 2000 г. составлял около 60 % ее ВВП. В 2008 г. Латвия была лидером в Еврозоне по количеству жителей (26%), которые жили на грани бедности. Нынешние траты Латвии на оборону составляют немногим более 1% от ВВП и только в 2020 г. планируется их рост до стандарта НАТО.

Военный бюджет Литвы, по последним данным, колеблется в пределах 1% от ВВП, что в 2 раза ниже натовских стандартов. Пожалуй, одна Эстония, несмотря на тяжелое финансово-экономическое состояние, выполняла условие НАТО о военном бюджете. По состоянию на 2012 г. эстонский военный бюджет достигал 2% от ВВП. На момент расширения блока этому требованию соответствовали Румыния и Болгария.

Не лучше стала экономика и Румынии, которая отличается крайне низкой долей формальной занятости населения. Спад экономической деятельности подтверждает и снижение военного бюджета, который при вступлении в НАТО составлял 2,3%, а сегодня - не более 1,3% от ВВП.

Не стала экономическим раем для своих жителей и Республика Словакия. В стране продолжается рост безработицы при уровне около 12% и высоком внешнем долге. Военный бюджет Словакии колеблется в пределах 1,8-1,9% от ВВП.

Словения на момент вступления в НАТО имела наименьший внешний долг. Но и она заметно не улучшила свое экономическое положение при высоком уровне безработицы. Военный бюджет страны в 2011 г. планировался на уровне 1,5% от ВВП.

Однако, несмотря на экономические трудности, все выше указанные страны активно участвуют в военных программах НАТО. Они совершенствуют свои вооруженные силы, перевооружают новым вооружением и техникой, повышают военный бюджет.

Для масштабных бомбардировок Югославии натовская авиация использовала воздушное пространство Болгарии и Румынии. На территории стран «семерки» размещены военные базы и др. объекты НАТО.Фото inforos.ru

В числе последних: крупный учебный полигон и центры (Болгария, Румыния, Словакия), центр мониторинга воздушного движения и база ракет-перехватчиков ПРО (Румыния), Координационный Центр НАТО по вопросам киберзащиты (Эстония), крупнейший аэродром в Зокняй (Литва, предложила свою территорию для размещения элементов системы ПРО), порт Мерсрагс (Латвия).

Сегодня, после 15 лет членства в НАТО все эти страны не улучшили свое экономическое и военное положение. При этом военные расходы лежат на их «плечах» тяжким бременем, являются причиной постоянного давления со стороны США и руководства НАТО.

В конечном итоге, одни страны вынуждены принимать невыгодные для себя решения в угоду общеблоковой солидарности, а другие - в силу царящих внутренних антироссийских настроений. Вряд ли стоит сомневаться в том, что эти страны, стремившиеся к независимости и экономическому процветанию получили обратное.

 

Анатолий Соколов, Дарья Андреева