Председатель фракции социалистов в парламенте Молдавии (ПСРМ) Игорь Додон 21 апреля заявил, что провел переговоры с представителями ряда депутатских групп, на которых была достигнута договоренность об объявлении вотума недоверия правительству Павла Филипа. Додон уточнил, что целью является регистрация этой инициативы 10−11 мая.

Еще до начала акции лидер оппозиционной «Нашей партии» Ренато Усатый заявил, что один из его соратников будет платить по 150-200 леев за каждую резиновую покрышку, которую принесут с собой демонстранты.

Уже 24 апреля в Кишиневе прошел массовый митинг протеста, спровоцированный отказом ЦИКа по формальным причинам провести всенародный референдум об изменении Конституции и переходе к прямым выборам президента. Еще до начала акции лидер оппозиционной «Нашей партии» Ренато Усатый заявил, что один из его соратников будет платить по 150-200 леев за каждую резиновую покрышку, которую принесут с собой демонстранты.

Во время митинга между его участниками и полицейскими произошли столкновения. Потасовка началась, когда протестующие прорвали кордон полиции у дома зампредседателя Демпартии Владимира Плахотнюка, и начали забрасывать правоохранителей камнями.В результате стычки пострадали 16 человек, в том числе 14 полицейских, из которых 4 госпитализировано, возбуждено уголовное дело. 

Ситуация, складывающаяся на молдавской политической сцене близка к критической, как шутят молдавские эксперты: однажды мамалыга тоже взрывается (мамалыга − национальное блюдо из кукурузной муки). Катализатором обострения отношений стала, появившаяся в 2015 году, информация о краже миллиарда евро из бюджета с использованием трех крупнейших местных банков, а также резкая активизация так называемых «румынских унионистов» - политической силы, требующей объединения «одного разделенного политиками народа».

 

Предпосылки

 

Многотысячные протесты в сентябре спровоцировали отставку правительства Валерия Стрельца.

За минувший год расследование хищения денег, кроме ареста главного подозреваемого - Владимира Филата, ничего не принесло. Проблемы в экономике усугубляются; чехарда в системе госуправления и нарастающий дефицит бюджета повысили градус недовольства в обществе. В тоже время, ситуация привела к достаточно парадоксальному явлению: в своих требованиях расследовать хищения и наказать виновных объединились проевропейская Гражданская платформа DA («Достоинство и правда») и пророссийская оппозиция: Партия социалистов и «Наша партия».

Совместные многотысячные протесты в сентябре спровоцировали отставку правительства Валерия Стрельца, а также арест Филата и формирование в январе нового кабинета министров во главе с министром информационных технологий Павлом Филипом. Эта кандидатура, предложенная демократами, не устроила митингующих, они посчитали ее креатурой олигарха Влада Плахотнюка и попытались сорвать новую присягу, едва не взяв штурмом здание парламента. 

 

Отказ в референдуме

 

На встречу митингующим власть не пошла. Вот тогда оппозиция и стала собирать подписи о проведении референдума для внесения изменений в конституцию, предусматривающих всенародные выборы президента (в настоящее время главу молдавского государства выбирает парламент).

ЦИК не стал проводить референдум, формально − из-за недостаточного количества подписей собранного в регионах. Оппозиция сразу обвинила чиновников в наплевательском отношении к мнению народа. Отчасти ситуацию разрядило решение Конституционного от 4 марта. Было неожиданно обнародовано решение по заявлению, сделанному в 2015 году либерал-демократами, в частности, объявлены недействительными все изменения, произведенные в молдавской Конституции в 2000 году, когда депутаты проголосовали за переход к избранию главы государства парламентом голосами 3/5 депутатов. В результате остался в силе ранний механизм избрания президента «на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании».

 

Румынский фактор может стать ключевым

 

Особенно непримирима позиция унионистов по отношению к призывам со стороны Приднестровья о необходимости учесть и мнение других народов.

На фоне этих событий резко активизировались сторонники объединения Молдавии с Румынией. Еще с начала 90-х годов румынские адепты в молдавском арт-бомонде стали инициаторами требований о переводе языка с кириллицы на латиницу и строительства национального государства. Из этого лагеря были слышны призывы о выдворении из страны представителей других национальностей, особенно русскоязычных; заявления о показательных преследованиях немолдаван, публичные оскорбления, требования «чистки рядов» в сферах государственного управления, культуры, науки и образования. Особенно непримирима позиция унионистов по отношению к призывам со стороны Приднестровья о необходимости учесть и мнение других народов. Однако растущий национал-радикализм кишиневских властей совсем скоро привел к вооруженному противостоянию двух берегов Днестра.

Необходимо заметить, что последние 25 лет Румынией последовательно и планомерно проводилась политика формирования лояльного класса в молдавском обществе. Например, 5 тысяч выпускников молдавских школ ежегодно могли рассчитывать на образование в Бухаресте по официальным квотам. Именно эта молодежь в 2009 году, когда мамалыга в очередной раз взорвалась, стала основой для государственного переворота, организованного под лозунгами европейской интеграции. Лидера коммунистов Владимира Воронина, победившего тогда на выборах, с заявлениями о массовых фальсификациях, вынудили согласиться на условия, которые в итоге привели к власти сторонников евроинтеграции.

Мы получили формирование в парламенте из либералов, либерал-демократов и демократов коалиции «За европейскую интеграцию» и первого прозападного президента. Его задачей стала реализация дорожной карты по подготовке страны к вступлению в Евросоюз, а поддержка обеспечивалась обещаниями о скором введении безвизового режима с Европой.

 

Неутешительные итоги проевропейской коалиции

 

Евроинтеграторы, ссорясь из-за руководящих постов, по полгода, а то и по году оставляли страну без президента, лоббируя, с трудом проходившие, но так необходимые для сохранения власти решения.

На протяжении 7 лет коалиция то распадалась, то восстанавливалась, пережив три реинкарнации. За это время страна вошла в постоянный кризис власти, когда евроинтеграторы, ссорясь из-за руководящих постов, по полгода, а то и по году оставляли страну без президента, лоббируя, с трудом проходившие, но так необходимые для сохранения власти решения.

Как итог: безвизовый режим молдаване получили только в качестве туристов, коррупция достигла невиданных масштабов, народ окончательно потерял веру в способность местных политиков заниматься реальной экономикой, число сторонников евроинтеграции резко упало, а постепенно сформировавшаяся оппозиция получила отличный шанс на успешную реализацию политических амбиций.

Сладкая пилюля – молдавский опиум для народа – о том, что именно таким образом Молдавии удастся войти в Евросоюз, оказалась несъедобной. Общество за это время научилось разделять политические лозунги и реальные перспективы. Тем более, в самой Европе политические и экономические дела идут все хуже, вспомним кризис в Греции. Не пропала у населения и генетическая память о румынской оккупации, когда «братья по крови» только плетьми в качестве наказаний за провинности забили до смерти почти 23 тысяч молдаван, замучили голодом 200 тысячи молдаван и расстреляли около 30 тысяч евреев.

Против объединения с Румынией молдаване выступили 16 апреля. Митинги «За Молдавию», организованные Партией коммунистов при поддержке социалистов и демократов прошли в Сороках, Единцах, Кагуле, Новых Аненах и Унгенах под лозунгами: «Мы за государственность Молдовы», «Мы народ», «Требуем досрочные выборы» и требованием запрета на деятельность в стране унионистских организаций.

Промолдавские настроения в обществе подтверждают и соцопросы. Лишь 21% населения поддерживает идею объединения с Румынией, в то время как в самой Румынии таких почти 68%. Известно, что румынские национал-либералы разработали документ, который содержит программу действий по поглощению Молдавии. Расписаны поэтапные мероприятия по объединению экономики, социальной и культурной сфер, систем образования и СМИ.

Напомним, что в марте в Кишиневе прошел съезд унионистов, собравший более 1700 участников из Молдавии и Румынии. По его итогам была принята декларация об объединении с Румынией и учрежден неформальный парламент по примеру «Сфатул Цэрий», который после ввода румынских войск в Молдавию в марте 1918 года проголосовал за включение республики в состав Румынии.

 

Ситуация становится взрывоопасной

 

24 апреля на площади Великого национального собрания Кишинева состоялся антиправительственный митинг, закончившийся массовыми беспорядками.

Однако не все гладко и в оппозиционных партиях. Все же, объединенные недовольством власти, они имеют разнонаправленные взгляды по ключевым вопросам. Вместе свела их тактика. Кроме того, лидеры «Платформы Достоинство и Правда» Андрей Нэстасе и «Нашей Партии» Ренато Усатый заподозрили главу Партии социалистов Игоря Додона в сговоре с демократами для будущей поддержки его на президентских выборах. Зампредом в демпартии является не кто иной, как «ненавистный олигарх» и «теневой хозяин Молдовы» Владимир Плахотнюк.

24 апреля на площади Великого национального собрания Кишинева состоялся антиправительственный митинг, закончившийся массовыми беспорядками. Основными действующими лицами тут стали представители движения «Платформа Достоинство и Правда». В результате беспорядков уже пострадали четверо полицейских.

«Наша Партия» в мае хочет выступить против действующей власти, «захватившей государство». Шансы очередной раз взорвать мамалыгу очень велики, так как протесты может стихийно поддержать население, доведенное до отчаяния крахом экономики, обманом и разочарованием во власти.

Дмитрий Матвеев, Дмитрий Зимин