«По местам «боевой славы?», - в свойственной ему ироничной манере прокомментировал это событие в микроблоге Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин. Rapid Trident-2015 всего лишь один из эпизодов боевой подготовки украинских военных. В ближайшее время их ждет целая череда совместных учений: украино-американских учений Fearless Guardian-2015, Sea Breeze-2015 и Saber Guardian, а также украино-польских авиационных подразделений «Безопасное небо-2015», украино-польских подразделений военной полиции «Правопорядок-2015».

Если бы не продолжающаяся эскалация конфликта на юго-востоке страны, уверенность Киева в том, что конфликт можно решить исключительно силовым путем то в подобных совместных учениях не было бы ничего необычного. Пока же все они выглядят, как помощь Запада в подготовке украинских силовиков к началу новой войны на юго-востоке страны.

«Кризис на Востоке Украины стал поводом для Киева начать кампанию по интеграции в западноевропейские военные структуры, - говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, - главной из которых, разумеется, считается НАТО. Бывший генсек альянса Андерс Фог Расмуссен перед заседанием Совета НАТО в Уэльсе в прошлом году открыто призывал принять Украину в альянс и тем самым ответить на опасность «российской экспансии на Запад». На том же саммите Россию впервые после окончания холодной войны назвали «угрозой для евроатлантической безопасности». А в 20-страничном документе, подготовленном к саммиту, был перечислен ряд мер политического и военного характера, которые позволят увеличить число натовских военных на территории государств, граничащих с Россией».

Целью совместного подразделения, как заявляется, станет «участие в миротворческих операциях под эгидой ООН и ЕС, создание основ для образования боевой группы Евросоюза».

Позиция нынешнего генсека альянса Йенса Столтенберга не многим отличается от взглядов его предшественника. Единственное, что он отказал Украине в членстве в Североатлантическом альянсе. Это стало бы прямым нарушением устава организации, так как Украина «де-факто» имеет территориальные споры с соседями. И может стать поводом для втягивания альянса в прямой военный конфликт с Москвой. Кроме того, нынешняя Украина - нестабильное государство с непредсказуемым будущим. Впрочем, как отмечает Козюлин, это совсем не означает, что страна не может стать полноценным союзником НАТО.

«В последние годы Североатлантический альянс выработал несколько форм взаимодействия со странами, не входящими в альянс, но необходимыми ему в военной сфере, - говорит профессор Козюлин, - Например, через создание совместных военных подразделений стран членов альянса и не членов НАТО. - Таких, как недавно созданное совместное подразделенея Польши, Литвы и Украины - ЛитПолУкрБриг (LitPolUkrBrig)».

Целью совместного подразделения, как заявляется, станет «участие в миротворческих операциях под эгидой ООН и ЕС, создание основ для образования боевой группы Евросоюза». Реальной же задачей данного проекта, уверены эксперты, станет  обкатка украинской армии под натовские стандарты. Предполагается, что в бригаду войдут 4,5 тысячи солдат и офицеров. Среди них десант, группы обеспечения и ремонта, артиллерия, инженеры и саперы, взвод радиационной, химической и биологической защиты, другие подразделения.

Контроль над деятельностью бригады должен осуществляться с помощью координационной группы, в состав которой войдут по три представителя от министерств обороны стран-участниц. Как ожидается, полной готовности бригада достигнет через два года. Планируется, что выделенные Польшей, Литвой и Украиной воинские подразделения будут оставаться в местах своей постоянной дислокации, переходя в подчинение командованию бригады на время учений и выполнения миссий.

Штаб-квартирой бригады станет польский город Люблин. Там уже находится польская часть командования в составе около 50 военнослужащих. К ним должны подключиться несколько десятков офицеров с Украины и из Литвы. Рабочий язык - английский. Должность командира бригады и его заместителей должна переходить от одной страны к другой в алфавитном порядке каждые два года.  

«Это не единственный пример подобной интеграции на постсоветском пространстве, - объясняет Вадим Козюлин. - Литва, Латвия и Эстония создали в 2007 году совместный батальон BALTBAT для усиления Сил быстрого реагирования НАТО. В Косово в составе многонациональной группы East сил KFOR действует украинско-польский миротворческий батальон УкрПолБат».

Одной из главных опасностей Североатлантическому альянсу Йенс Столтенберг назвал изобретение Москвой новой формы ведения боевых действий - гибридной войны.

Фактически LitPolUkrBrig становится военным резервом НАТО. Идея объединения - создать максимально мобильные силы с тесным сотрудничеством и слаженной координацией действий. Национальные составляющие предполагалось размещать на территории своих стран. Точно так же, как это будет осуществлено при создании Сил быстрого реагирования НАТО.

Понятно, что нормальное существование таких структур невозможно без боевой подготовки и практического слаживания подразделений, отработки штабного взаимодействия. На это и направлены совместные учения с «локомотивами» Североатлантического альянса: США и Германией. Ведь в случае «российской экспансии на Запад» именно этим странам придется первыми встать на пути агрессора. Например, американо-украинские учения Fearless Guardian-2015 ставят целью подготовить киевских военных к совместной сухопутной операции. Та же задача у германо-украинских маневров Rapid Trident-2015. Sea Breeze-2015 - взаимодействие морских сил обеспечивающих высадку десанта на побережье.

Одной из главных опасностей Североатлантическому альянсу Йенс Столтенберг назвал изобретение Москвой новой формы ведения боевых действий - гибридной войны. Использования собственных военнослужащих без знаков отличия на территории сопредельных государств. Когда все якобы «знают кто агрессор», но фактически его нет. Вчера, например, генсеку НАТО было очередное видение большого количества российской бронетехники на Юго-востоке Украины. Но подтверждать фактами он это не стал, да и не планировал. Ведь совместная военная деятельность членов НАТО с Киевом - это фактически та же «гибридная война» с Россией: альянс не расширяется, Украина никогда не будет членом блока, но почему-то немецкие и американские танки уже у наших Восточных границ. 

 

Дмитрий Литовкин