По словам заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу, проведение маневров должно продемонстрировать способность НАТО отвечать на все виды угроз - от обычных боевых действий до гибридной войны и вызовов пропаганды.

В Брюсселе не афишируют, кому именно адресовано это послание. Ответственный за проведение учений генерал Ханс-Лотар Домрёзе лишь сообщил, что приглашает международных наблюдателей.

«У НАТО нет секретов, секрет в том, какие решения я приму, но всё остальное прозрачно, - сообщил генерал. - И мои решения во время учений будут прозрачными, как только я их приму. Россия и все другие, кто заинтересован, будут приглашены».

Как отмечают в руководстве альянса, сценарий маневров предусматривает задействование всех составляющих современной войны, включая противоракетную оборону, противодействие кибератакам, действия в условиях «гибридной войны» и проведение пропагандистских операций.

При этом г-н Домрёзе допустил интересную ремарку, рассуждая о приглашении российских военных представителей в качестве наблюдателей на Trident Juncture-2015. По словам генерала Североатлантического военного блока, «они (российские военные) всё равно будут за нами наблюдать, пригласим мы их или нет».

«Учения будут очень амбициозными, и Россия будет впечатлена», - закончил мысль Домрёзе окончательно подтвердив ради кого собственно затеян весь спектакль.

А о он по всей видимости будет весьма показательным. Как отмечают в руководстве альянса, сценарий маневров предусматривает задействование всех составляющих современной войны, включая противоракетную оборону, противодействие кибератакам, действия в условиях «гибридной войны» и проведение пропагандистских операций. Частью учений станут и социальные сети, в которых, как ожидается, будет отработана борьба не только с условными противниками, но и с «реальными оппонентами».

Учения Trident Juncture-2015 продлятся до 6 ноября. Первая фаза маневров проходила до 16 октября, она заключалась в моделировании на компьютерах конфликтных ситуаций. Второй этап - «живые» учения с участием сухопутных, военно-воздушных судов и кораблей начнется 21 октября. В соответствии со сценарием учений, военно-морской составляющей вооруженных сил альянса в акваториях Средиземного моря и Атлантического океана будут противостоять около 20 военных кораблей и 4 субмарины условного противника. По данным пресс-службы, в маневрах будет задействован морской компонент группы повышенной готовности сил реагирования НАТО - первая и вторая постоянные военно-морские целевые группы - SNMG1 и SNMG2.

Говоря о возможностях НАТО в Европе Ходжес отметил, что у командования вооруженных сил США недостаточно техники и денег, чтобы обеспечить подобную оперативность.

В российском военном ведомстве традиционно не комментируют предстоящие маневры НАТО - учения пройдут вдали от российских границ и непосредственно ей не угрожают. Тем не менее, будет весьма интересно посмотреть на то, какие выводы сделали западные военные из последних стратегических наработок российской армии. Главные из них, а это признают в НАТО, это способность быстро создавать на опасны направлениях разнородные группировки сил и средств. Командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес в опубликованном в воскресенье интервью военному еженедельнику «Дифенс ньюс» откровенно признался, что его беспокоит способность Вооруженных сил Восси быстро передислоцироваться.

«Способность России быстро передислоцировать большое количество своих войск - это вещь, которая беспокоит меня больше всего из того, что они могут сделать, - сообщил Ходжес. - Отсутствие у нас разведывательных данных и систем оповещения и их способность быстро передислоцировать большое количество своих сил - это не очень хорошее сочетание. Благодаря потенциалу, который они вложили в Калининград, они могут, если захотят, перекрыть доступ в Балтийское море».

По версии генерала, россияне обладают в Крыму аналогичным потенциалом ВМФ, с помощью которого «они могут перекрыть доступ в Черное море». Он также считает, что у Москвы «есть возможность создать зону с ограниченным доступом площадью в четверть Средиземного моря с помощью средств ПВО, которые Россия поставила в Сирию».

Говоря о возможностях НАТО в Европе Ходжес отметил, что у командования вооруженных сил США недостаточно техники и денег, чтобы обеспечить подобную оперативность. 

«У меня нет мостов, нет грузовиков, способных перевозить танки, у нас не хватает вертолетов, чтобы делать то, что нужно», - приводит слова генерала «Нью-Йорк таймс». Он напомнил, что в момент завершения холодной войны в Европе были дислоцированы около 300 тысяч американских солдат и офицеров, а сейчас этот показатель сократился более чем в 10 раз.

«Задачи нашей миссии остались прежними, - говорит Ходжес. - Поэтому нам надо сообразить, как сделать так, чтобы от 30 тысяч было столько же проку, как и от 300 тысяч», - признал генерал. По его словам, в течение августа проходили крупные военно-воздушные учения при участии свыше 4,8 тысячи военнослужащих из 11 стран Североатлантического альянса. По оценке «Нью-Йорк таймс», маневры были призваны продемонстрировать способность развертывания сил, несмотря на сокращение бюджетных ассигнований на оборону, груз конфликтов на Ближнем Востоке и избыток военных миссий за рубежом. Перед Trident Juncture-2015 стоят аналогичные задачи. Североатлантического альянса должен подтвердить возможность быстрого наращивания военного потенциал на опасных направлениях. Показав это прежде всего странам Европы, обеспокоенным ростом военной мощи Москвы. 

Дмитрий Литовкин