11 октября в Республике Беларусь пройдут выборы президента. Досрочное голосование уже стартовало. Агентства, проводившие соцопросы, в один голос заявляют: на выборах в первом туре победу одержит действующий глава государства Александр Лукашенко. Однако интрига президентской кампании традиционно заключается не в ее итогах, а в ее последствиях. Признает ли их Запад и не будет ли новой попытки проведения «цветной революции» на территории республики?

 

Соцопросы

 

За пост главы государства баллотировались четыре кандидата. Помимо бессменного Александра Лукашенко за кресло президента борются Сергей Гайдукевич, Татьяна Короткевич и Николай Улахович. Отличительная черта нынешних выборов - отсутствие громких медийных и уличных кампаний оппозиции. Согласно опросу Информационно-аналитического центра при Администрации президента Республики Беларусь (ИАЦ), 79,5% жителей страны доверяют действующему главе государства. Даже по данным оппозиционного института НИСЭПИ в Литве, за Лукашенко проголосуют 46% электората.

Очередное переизбрание Александра Лукашенко не имеет альтернатив. И несмотря на относительно ровное настроение белорусов, нынешние выборы по-прежнему волнуют США и ЕС. А на фоне украинского кризиса - даже больше, чем предыдущие.

 

Временное поощрение

 

Евросоюз, проводивший пропаганду в стиле «Беларусь – последняя диктатура Европы»,  сдала свою позицию. Три недели длились переговоры, в результате которых было решено временно отменить санкции против Александра Лукашенко.

Причин тому несколько. Во-первых, помилование шести политзаключенных в августе этого года. Во-вторых, недавно Лукашенко выступил в роли миротворца, проведя переговоры о прекращении огня на Украине.

Кроме того, роль сыграло решение Лукашенко по поводу размещения авиабазы России на территории страны.

Президент России Владимир Путин отдал распоряжение о подписании соглашения по созданию российской авиабазы в Белоруссии. Кроме того, Путин поручил российским Минобороны и МИД провести переговоры с белорусскими ведомствами для того, чтобы достигнуть договоренностей по поводу подписания соглашения. Позднее Лукашенко заявил, что Белоруссия не согласна с размещением российской авиабазы.

И есть еще одна важная деталь. Отношения Белоруссии с Ближним Востоком уже не вызывают особых проблем. Страна проводит более осторожную внешнюю политику. Например, в начале 2010-х годов Минск свел к минимуму свои контакты с Ираном и Сирией, когда эти страны попали в мощную международную изоляцию.

"В зависимости от поведения Лукашенко на президентских выборах, решение о приостановке санкций на 4 месяца будет официально принято уже в понедельник 12 октября", — пишет Газета.ру со ссылкой на источник.

Теперь Запад сменил настроения: штаты уже заявляют, что независимость — важнее демократии. Их новый приоритет: не допустить захвата  Беларуси Россией.

При этом главный вопрос в отношениях официального Минска с Западом остаётся все тот же, что и во все прошлые президентские кампании: признают или не признают на Западе итоги белорусских выборов.

 

Новая стратегия Запада

 

Согласно новой стратегии Запада,  стратегия отличается единством взглядов: Беларусь, по мнению американских властей, должна перейти в западную сферу влияния и стать враждебной России страной.

После украинского кризиса и Минских соглашений Запад может взять Беларусь шантажом или уговорами: плавный дрейф «последнего диктатора Европы» в сторону Америки взамен на признание легитимности выборов и даже полную отмену санкций.

Впрочем, в Литве настаивают на более жесткой позиции. Как заявил на конференции о «недемократической Беларуси» в Вильнюсе 24 сентября представитель МИД Литвы Жигимантас Повиленис, в том случае, если Республика хочет быть демократической, есть только один выход — «драматически двигаться в сторону Запада, или вы погибнете». Ради «драматического движения в сторону Западу» литовский дипломат призвал белорусов не бояться открытого противостояния «тоталитарному режиму».

Иными словами, Литовская республика в очередной раз возлагает надежды на «цветную революцию» — силовую смену власти в Минске.

 

Радикальные настроения

 

Насильственная смена режима оставалась базовой задачей западных агентов влияния в Белоруссии со времен прихода к власти пророссийского Лукашенко. С 1996 года было не мен ьше пяти попыток устроить в центре Минска «майдан».

Впрочем, настроения самих белорусов в последнее время сменились. Возможность повторения украинских событий у себя приводит в ужас значительную часть протестного электората . Даже главный оппозиционный кандидат в президенты — Татьяна Короткевич —в этом году выступает с куда более умеренной и сдержанной риторикой, чем ее предшественники в 2010 году.

Правда, немногочисленную радикальную оппозицию в Беларуси еще никто не отменял. Окончательно растеряв поддержку оппозиционной части белорусского общества, она стала еще более радикальной.

Теперь многие из этих людей имеют за плечами опыт боевых действий: они прошли через войну на востоке Украины в составе ультраправых добровольческих батальонов — достаточно вспомнить заявление «Правого сектора» двухмесячной давности о создании в своих рядах тактической группы «Беларусь» для обучения белорусских союзников методам борьбы за «освобождение» своей нации.

Как сообщает Аналитический портал RuBaltic.Ru,  сейчас ученики «Правого сектора» вернулись с Донбасса в родную Беларусь и в ночь после выборов вполне могут продемонстрировать приобретенные навыки на центральной площади Минска. Терять этим людям нечего, нормализации отношений Белоруссии со Штатами и ЕС они допустить не могут, а другого удобного случая напомнить Западу о себе им может не представиться еще долго. 

 Марина Староверкина