Онлайн-кассы: "И от доброй собаки блох наберёшься"

 

Если вы оказываете услуги населению и занимаетесь реализацией товаров, но не попадаете в небольшой перечень исключений (продавцы газет и журналов; молока, масла и кваса из цистерн и проч.), вам придётся установить «онлайн-кассу», которая через оператора фискальных данных (ОФД) будет при каждой покупке в режиме реального времени передавать информацию в налоговую службу в соответствии с положениями 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники».

Новые обязательные технологические решения дают для «белого» и думающего предпринимателя новую статистику, позволяют контролировать свой бизнес через планшет с доступом в Интернет, находясь на даче или в отеле на тёплом берегу, можно выстраивать новые маркетинговые стратегии и совершенствовать управление цепями поставок, ассортиментом, опираясь на оперативные и полные данные о продажах с сайта оператора ОФД.

Наиболее очевидными негативными последствиями введения онлайн-касс, помимо дополнительных расходов, является существенный технологический риск, первую крупную реализацию которого мы увидели утром 20 декабря. В этот день кассы ряда крупнейших поставщиков из-за неудачного обновления программного обеспечения парализовали работу ряда торговых сетей, заправочных станций и других продавцов по всей России, особенно в её восточных регионах. В этой истории радует не только быстрое устранение неисправности, но и оперативный комментарий Федеральной налоговой службы о том, что предприниматели не будут наказаны за торговлю без кассы в период данного технического сбоя.

Надеемся, что найдутся решения для избегания повторения таких инцидентов. Тщательному тестированию обновлению со стороны производителей онлайн-касс будет сопутствовать диверсификация поставщиков данного оборудования со стороны использующих его компаний, а наиболее технологичные и прозрачные предприятия выиграют от всего нововведения в долгосрочном периоде.

 

Блокировка счетов: "Отсеки собаке хвост – не будет овца"

 

В 2017 году одной из ключевых тем стала блокировка расчётных счетов компаний со стороны кредитных организаций, порой слишком рьяно следующих требованиям антиотмывочного и антитеррористического законодательства. Побуждает их к этому строгий контроль данных процессов со стороны Банка России.

Повышенное внимание регулятора к операциям по расчётным счетам создаст дополнительные барьеры для «чёрных» и «серых» схем, хоть и не искоренит их полностью. Но рост прямых и косвенных издержек на осуществление подобных схем заставит предпринимателей взглянуть на полностью законные «белые» альтернативы, которые в таких условиях могут стать сравнимыми и даже более выгодными.

 Метла финансового контроля зачастую метёт без разбора, заметая в различные «чёрные списки» и весьма понятный, реальный и долгосрочный бизнес. При этом многое будет зависеть от усмотрения обслуживающего расчётные счета компании банка: станет ли он подробно вдаваться в операции своего клиента, тщательно и индивидуально рассматривать его договорную базу, обсуждать с клиентом обоснования отдельных аномальных показателей или просто заморозит денежные средства, закроет счета.

 В такой ситуации мы ожидаем повышенного перетока клиентов в банки, которые смогут добиться определённого баланса, чётко регламентировать, стандартизировать и автоматизировать порядок своих действий по отношению к расчётным счетам клиентов. Основным фактором успешности банка станет его клиентоориентированность – умение правильно войти в контакт с клиентом, разъяснить требования к проведению своих операций «вбелую», помочь в сборе документов, подготовке пояснений, чтобы клиент не чувствовал себя бесконечно оправдывающейся и ущемлённой стороной. Особая роль банка в этом процессе сложится в отношениях с микробизнесом, индивидуальными предпринимателями, уровень самостоятельной финансовой и юридической экспертизы которых не позволяет чаще всего разобраться во всех тонкостях «антиотмывочного» 115-ФЗ и рекомендациях Банка России.  Только банки, удовлетворяющие требованиям бизнеса и регулятора одновременно, смогут оставаться успешными в сфере расчётно-кассового обслуживания.

 Рынок ждёт простого механизма, который позволит реабилитироваться  случайно или сознательно внесённым в различные «чёрные списки» добросовестным предпринимателям. Глядя на успехи электронных сервисов от Uber до портала госуслуг, хочется увидеть и простой онлайн-механизм подачи обращения на «реабилитацию» с возможностью прикрепления подтверждающих документов, например, на сайте Банка России. Через такой инструмент клиенты смогут оперативно доносить свою проблему до обслуживающей кредитной организации, а в случае отсутствия у банка возможности или желания помочь – привлекать внимание регулятора к конкретному кейсу в автоматическом режиме, исходя из статуса решения проблемы на портале.

 

Кредитование: "Купила бы собака печень, да купить нечем"          

 

Маржинальность бизнеса, которая позволяла бы покрыть уровни банковских ставок по кредитам предприятиям МСБ, в последние несколько лет недостижима для большинства российских предприятий на ежегодной основе, если рассматривать среднесрочный и долгосрочный период. На помощь предпринимателям в этом вопросе приходят как Банк России, который делает кредит дешевле через регулярное снижение ключевой ставки, так и программы льготного кредитования малого бизнеса.

Так, предпринимателям сегодня доступны кредиты в рамках программы поддержки субъектов МСП по ставке от 9,6% годовых для средних предприятий до 10,6% для малых предприятий. Но нас ожидают позитивные изменения в 2018 году. Минэкономразвития  предлагает снизить ставку по ссудам, выдаваемым Корпорацией МСП более чем на 3 процентных пункта, то есть, конечная ставка составит 6,5%, что полностью оправдает название – «Программа 6,5%». Помимо этого, предполагается увеличить число приоритетных отраслей, в рамках которых предприятия смогут получить финансирование по льготной ставке. Минэкономразвития также рассматривает возможность снижения минимального размера кредита в рамках «Программы 6,5%» до 3 млн руб. с нынешних 5 млн. Предполагается, что общий объём кредитов субъектам МСП в рамках программы составит 40 млрд против 50 млрд в 2017 году.

В целом же тенденция такова, что рыночные механизмы кредитования сегодня вновь «встают на ноги». Предполагается, что такие инструменты, как «Программа 6,5%» продолжат работать, но без увеличения лимитов по ним, с тем чтобы постепенно заменить их на рыночные, но способные конкурировать по доступности механизмы.

Активно растёт рынок МФО. В ситуации, когда банки применяют жёсткие бюрократические процедуры получения и обслуживания финансирования, блокируют счета, предприниматели предпочитают взять кредит в МФО, где реальные ставки сегодня уже снижены и могут быть ниже 20% годовых, что выше, чем у банков, но такие кредиты требуют меньше затрат при их получении.  

Изменяются и расширяются полномочия и обязанности Корпорации МСП, что зафиксировано 356-ФЗ от 27 ноября 2017 года. Согласно закону, корпорация получает право инвестировать и размещать временно свободные средства в долговые обязательства РФ и депозиты в кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным правительством РФ.

Упрощается и доступ предпринимателей к информации о такой поддержке, примером может являться запуск «Портала бизнес-навигатора МСП» от Корпорации МСП.

Однако на практике объёмы реальной господдержки далеки от желательных, а в некоторых регионах данные механизмы вообще не заработали в значимых объёмах. Надеемся, что 2018 год порадует нас более радужной статистикой фактической поддержки субъектов МСП.

 

Госзакупки: "Не мешайся, деревенская собака, промеж городских!"

 

Новый год сулит интересные перспективы для реализации устремлений МСБ в сфере поставок по госконтрактам. Так, в соответствии с новыми решениями правительства будет снижен порог выручки, при превышении которого более чем в три раза повысится число госкомпаний, которые обязаны соблюдать определённую квоту закупок у малого бизнеса. Дополнительно изменится и сама минимальная квота закупок: ожидается её рост с 10% до 18%, что создаёт базу для роста выручки субъектов МСБ в данном сегменте. Главное – увидеть реальное расширение доступа малых компаний к закупкам государства и госкорпораций,  в противовес возможному взращиванию сети «своих» карманных поставщиков, формальное завешивание крупнейших контрактов на миллиарды рублей на компании микробизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Определённое положительное влияние на доступ МСБ к госконтрактам оказывают и продолжающиеся процессы перевода всех закупок по 44-ФЗ в электронную форму и постепенного отказа от использования в рамках 223-ФЗ сотен нетипизированных способов закупки на «карманных» электронных торговых площадках, которые маскируют различные способы неконкурентных закупок у заранее определённого единственного поставщика.

Некоторые опасения вызывают планы правительства по введению с середины 2018 года минимального рейтинга на уровне «BBB-» для банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, т.к., по нашим подсчётам, это может привести к уходу с рынка более чем половины активных на этом поле кредитных организаций. Такая перспектива для рынка чревата ростом цен на гарантийный продукты оставшихся банков, трудностями к доступу к таким продуктам.

В связи с изложенным не совсем ясна сама перспектива дополнительных государственных ограничений на рынке, который со времени введения реестра гарантий по 44-ФЗ показал свою высокую прозрачность и эффективность, только начал новую жизнь по законам конкуренции. Так в обоснование применения «презумпции нерегулирования» рыночных отношений в их эффективных проявлениях можно отметить снижение под влиянием конкуренции банков  минимальных тарифов на выпуск самых мелких гарантий для субъектов МСБ с уровня в 10-30 тыс. руб. за каждую гарантию в 2014 году до 1-5 тыс. и ниже в конце 2017-го.

Мы считаем, что для поддержания перспектив компаний МСБ в госзаказе они должны иметь максимально широкий доступ к рынку банковских продуктов, поэтому требования к банкам-гарантам нужно пересмотреть: установить отсечение по рейтингу на уровне «B+», исключить из требований к рейтингу самые мелкие гарантии (на сумму до 30 млн), предусмотреть дополнительную альтернативу рейтингу для банков – размещение обеспечения по своему портфелю гарантий  в виде ОФЗ.

Предполагается, что объем госзакупок у МСП в следующем году будет доведен до 3 трлн руб. Эта цифра не может не радовать, но в каждой бочке мёда есть ложка дегтя. Так, в связи с тем, что увеличивается количество российских компаний, попадающих в санкционный список из-за участия в госзакупках, вызывает опасение перевод большей части торгов в закрытую плоскость. А это не сулит ничего хорошего. Закрытые торги уведут нас от той «прозрачности», к которой мы стремимся, могут стать причиной роста коррупции и взращиванию тех самых «карманных» поставщиков. 

 

Административные барьеры: "При верной собаке сторож спит"

 

Было бы здорово, если бы каждый предприниматель в России взаимодействовал с государственными органами без затруднений, в режиме «онлайн» и полностью избавился от страха, что сначала «придут к нему», а потом «придут за ним». Иными словами, мы говорим о совершенствовании работы надзорных органов, снижении административного бремени.

Увеличение доли государства в экономике – отдельная глобальная тема. Хорошим примером является банковское сообщество. В настоящий момент прямые объёмы, приходящиеся на госбанки, превышают 70%, если же оценивать и косвенное влияние, что эта цифра вырастет, по разным оценкам, до 90%. Мы де-факто вернулись в СССР. Чего точно нельзя допустить – это ситуации, при которой ни чиновники, ни крупный бизнес не будут заинтересованы в малом бизнесе.

Действительно, онлайн-кассы, онлайн-закупки и другие технологические предвестники наряду с повышением уровня финансовой и технической грамотности предпринимателей могут стать первыми шагами на дороге к целостной экосистеме онлайн-взаимодействия «предприниматель – государство». Предупреждающий, максимально автоматизированный  надзор с рекомендациями и вопросами от госорганов по электронному каналу позволит предпринимателям избежать последствий забывчивости и ошибок, убережёт некоторых несознательных и сомневающихся от зарывания с головой в незаконные схемы.

Это светлое будущее возможно только в условиях постоянной и чётко продуманной работы государства по снижению барьеров административного характера, стандартизации и упрощении работы с субъектами МСБ. Важнейшими факторами успеха тут видятся избегание излишнего регулирования рыночных отношений в их эффективной и здоровой части, внимательный анализ обратной связи со стороны субъектов МСБ. Немалую роль может сыграть и установление ключевых показателей эффективности ответственных за развитие МСБ чиновников в реальных показателях – росте выручки и доли субъектов МСБ, объёме привлеченных ими средств, исполненных контрактов – в противовес нередко применяемым искусственным показателям – числу различных заявок, бизнес-планов, проведённых конференций и проч.

Подводя итог, хочется пожелать субъектам МСБ уверенного взлёта к своим бизнес-целям, как советским четвероногим пионерам космоса, чтобы и среди них были многочисленные стабильные и прибыльные предприятия, которым не придётся ждать 10 лет и так и не дождаться, как знаменитому на весь мир японскому псу.

А государству хочется пожелать быть мудрым пастухом, который не влезет в эффективно организованное стадо рынка, а лишь поможет хромой собаке, чуть подкормит самую сильную, но изголодавшуюся, не станет делать из МСБ собак Павлова для проверки реакции на какие-либо неочевидные административные опыты.

Алексей Порошин, Владислав Бодров