В пятницу 2 июля Госдума приняла закон, согласно которому с 2015 года вводится запрет на размещение рекламы на платных телеканалах. Согласно документу, запрет предусмотрен на рекламу во время вещания по телеканалам, доступ к которым осуществляется на платной основе. При этом запрет не распространяется на обязательные общедоступные телеканалы, а также на каналы, использующие ограниченный радиочастотный ресурс посредством наземного эфирного вещания.

 

Перекрыли кислород

 

В Думе говорят, что такой закон был принят для того, чтобы урегулировать экономические условия деятельности платных и бесплатных телеканалов. Грубо говоря, чтобы было все по-честному. Сейчас существуют две модели, одна из которых предусматривает возмещение затрат за счет рекламы, а другая - за счет взимания платы с телезрителей. Теперь неэфирные телеканалы срочно продумывают варианты сокращения расходов. Опрошенные газетой “Известия” представители платных каналов говорят, что теперь у них есть три пути “выкарабкаться”: повысить абонентскую плату, сократить штат канала или закупать более дешевый контент. Повысить цену за доступ к каналу, при этом, вряд ли получится: тогда кабельные операторы могут отказаться принимать каналы в свои сети. Прогнозы самих кабельных операторов еще более пессимистичны. После вступления закона в силу зарубежные кабельные телеканалы потеснят российские, а новые каналы и вовсе перестанут появляться.

По словам представителей платного ТВ, принятый закон – абсолютно абсурдный. Парламентарии посчитали, что бесплатные эфирные каналы недополучают 4 млрд рублей из-за неэфирных каналов, которые сами по себе являются платными для абонентов, да еще и продают рекламу. При этом, 4 млрд — это общий доход неэфирных телеканалов в России в 2013 году. Объем же всего рекламного ТВ-рынка в России, по разным оценкам, достиг от 130 до 150 млрд рублей.

— При нынешнем размере рынка в 150 млрд рублей, это даже не смешно, — говорит директор по рекламным продажам и исследованиям Viasat в России Дмитрий Колесов.

По словам представителей платного ТВ, принятый закон – абсолютно абсурдный.

По его словам, о повышении абонентского ценника говорить рано, поскольку не все платные каналы пойдут на этот риск. Дело в том, что, повысив стоимость доступа, каналы рискуют не попасть в кабельные сети.

Не рискнут поднимать цену и по другой причине, продолжает Колосов: российский зритель уверен в том, что телевидение должно быть бесплатным. Скачок цены отобьет у неэфирных телеканалов аудиторию.

Для того, чтобы компенсировать убытки от потери рекламы, телеканалы, скорее всего, проведут массовые сокращения штата и удешевят закупаемый контент. По словам представителя компании Viasat, в структуре, которой реклама составляет львиную долю, вероятно, сократят расходы комплексно: пострадает и персонал, и качество передач, и цена за доступ к каналам.

Отмечается, что у владельцев эфирных каналов, таких как «Первый», ВГТРК и других, в активе также имеется множество платных каналов. Причем у каналов «Русский бестселлер» и «Моя планета» ВГТРК одни из самых высоких рейтингов среди кабельных каналов, они также входят в пятерку по охвату аудитории. В топ-5, по оценкам экспертов рынка, входит и «Дом кино», принадлежащий компании «Первый канал. Всемирная сеть».

Для кабельных каналов ВГТРК запрет рекламы не станет катастрофой, говорит заместитель генерального директора ФГУП ВГТРК Дмитрий Медников. Реклама в структуре доходов того же «Русского бестселлера» и «Моей планеты» не достигает 30%, утверждает Медников.   

Закон еще не подписан президентом, но телевещательные компании застыли на низком старте, готовые любыми способами сохранить аудиторию и контент.

 

Круг сужается

 

Кабельные операторы не готовы будут платить повышенные лицензионные отчисления каналам, поскольку не в их интересах повышать тарифы абонентам.

Рейтинговым неэфирным русурсам ВГТРК и “Первого канала” выход из кабельных сетей точно не грозит, в то время как остальные платные каналы в случае подписания закона президентом оказываются в зоне риска. Кабельные операторы не готовы будут платить повышенные лицензионные отчисления каналам, поскольку не в их интересах повышать тарифы абонентам, как отмечают специалисты. Для многих каналов это чревато потерей эфира и исчезновением.  По словам вице-президента Ассоциации кабельного телевидения и члена наблюдательного совета группы компаний «Акадо» Михаила Силина, место этих каналов займут международные сетевые каналы, для которых доход от рекламы не так важен.

Для российских каналов, присутствующих в кабеле, сократить расходы, значит, существенно ухудшить качество контента: делать больше повторов и генерировать меньше оригинальных программ.

Силин также подчеркивает: очень многие кабельные компании независимо от абонентских платежей откажутся платить телеканалам с маленьким рейтингом. Не станут платить и новым каналам, у которых еще не появилась аудитория.

— Тогда как вообще будут появляться новые каналы? Я, например, не знаю. Ведь перед тем как стать эфирными и популярными такие каналы, как СТС, ТНТ, РЕН ТВ, сначала появились в кабеле, — напоминает Силин.

 

Где логика и смысл?

 

Запрет рекламы на платных кабельных и спутниковых каналах инициировал член комитета по обороне Госдумы Игорь Зотов.

Запрет рекламы на платных кабельных и спутниковых каналах инициировал член комитета по обороне Госдумы Игорь Зотов. Он предложил запретить рекламу на каналах, которые осуществляют деятельность «исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств». Речь не идет о десяти обязательных общедоступных каналах, которые кабельные и спутниковые операторы распространяют бесплатно: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия К», НТВ, «Пятый канал», ТВ Центр, ОТР и «Карусель». Не относятся к платным и телеканалы, распространяющиеся посредством наземного эфирного вещания.

Общественный резонанс вызвал не только сам законопроект, но и условия, в которых он принимался. Внесенный в Думу 24 июня, он был принят в первом чтении уже через неделю. В повестке Госдумы на последний день весенней сессии его обсуждение не значилось, но 4 июля по инициативе профильного комитета по экономполитике чтение всё же состоялось. В результате большинством депутатов — в основном единороссов — закон утвердили сразу во втором и третьем чтениях.

Похоже, правительство всерьез взялось за Средства массовой информации – причем на всех уровнях: от запрета мата в публичной речи до контроля за контентом платных телеканалов. Что уж говорить про остальные СМИ, которые в последнее время только и успевают закрывать, реорганизовывать и перекраивать по желанию депутатов.